Участники "Юридической недели на Урале" обсудили перспективы создания региональной сети юридических фирм.
Автором идеи выступил Сергей Сек, консультант по юридическому маркетингу из Казахстана, но, по признанию коллег, она давно витала в воздухе и вполне соответствует мировому тренду. Интеграция обусловлена природой регионального юридического бизнеса, который развивается вместе с клиентами, создает новые практики и расширяет территориальные горизонты, ищет партнеров в других городах. При этом случается и "обжигаться" на взаимоотношениях с местными субподрядчиками: даже личные контакты не всегда помогают распознать, кто предлагает тебе сотрудничество. В этом смысле рекомендации авторитетных участников местного рынка были бы просто бесценны.
Именно они станут одним из определяющих факторов при приеме компании в региональную сеть. Также важны ее история, масштаб и качество проектов, отзывы клиентов, квалификация сотрудников, упоминание в рейтингах.
Координировать работу региональной сети будут три комитета. Законодательный займется нормотворческими инициативами, комитет по развитию бизнеса - расширением деловых контактов с юридическими фирмами и сообществами, распространением лучших практик, а дисциплинарный - контролем соблюдения стандартов качества профессиональной деятельности.
Проект должен принести пользу и зарубежным юридическим компаниям, ищущим партнеров в российской глубинке, ведь даже не все сайты местных фирм имеют английскую версию. Правда, пока региональная сеть существует лишь виртуально - в виде закрытой группы в Facebook.
Кстати, помимо положительных отзывов о начинании есть и критическое: высказано сомнение в необходимости создания еще одной организации "на общественных началах".
- При сегодняшнем уровне развития рынка профессиональное сообщество не готово к интеграции по этическим соображениям. Это влечет за собой колоссальные репутационные риски. Многие юристы существуют в "параллельных мирах", годами работая в одном городе и даже не зная друг о друге. Мы больше нуждаемся в стандартах подготовки персонала, обучающих мероприятиях, а не в обмене заказчиками. Хотя коммуникации внутри сообщества нужны. Причем региональные фирмы более склонны к ним, чем крупный федеральный бизнес, которому не выгодно, чтобы заказчик понял, что его работу может сделать любой местный юрист, - считает Ирина Гребнева, управляющий партнер юридической компании из Новосибирска.
- Орлы стаями не летают. Если в регионе несколько сильных фирм, неизбежны споры, кому из них достанется поручение клиента, - соглашается Андрей Лунев, управляющий партнер компании по юридическому консалтингу из Волгограда.
В качестве альтернативы он предлагает создать портал в Интернете, где профессиональные юристы смогут оставлять отзывы о деятельности коллег в любом регионе, отмечать наиболее интересные дела и проекты.