08.11.2011 00:10
Культура

Олег Дорман представил в Москве фильм "Нота" о Рудольфе Баршае

Автор "Подстрочника" Олег Дорман верит, что телевидение покажет его новый фильм
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №250 (5626)
Читать на сайте RG.RU

Режиссер Олег Дорман - автор фильма "Подстрочник" о Лилиане Лунгиной - представил в Малом зале Московской филармонии новую картину "Нота" - о легендарном альтисте и дирижере Рудольфе Баршае. Работу над ней он только что завершил.

Показ фильма приурочен к концерту памяти Рудольфа Баршая, который состоялся 5 ноября в Концертном зале им. Чайковского, как раз к годовщине ухода музыканта. Специально на концерт в Москву из Швейцарии приехала вдова Баршая - Елена Сергеевна и слетелись музыканты из разных стран, такие, как французский скрипач Бруно Монсенжон - он же режиссер, автор известных документальных фильмов о Давиде Ойстрахе, Святославе Рихтере и других, швейцарская певица Ивонн Нэф, виолончелист Михаил Уткин, украинский скрипач Валерий Соколов, пианист Никита Мндоянц. Все они также смотрели фильм и по окончании просмотра устроили овации. А в самом концерте, помимо названных гостей, приняли участие британский баритон Сэр Томас Аллен, Государственный академический камерный оркестр России, хор Академии хорового искусства им. В.С. Попова и "Хор Турецкого" (его руководитель Михаил Турецкий - племянник Рудольфа Баршая).

Перед началом картины участники концерта вспоминали, каким был Рудольф Баршай, он же - основатель Московского камерного оркестра - первого камерного оркестра в СССР, который до сих пор называют "Баршаевским"

- Баршая уважали во всем мире. Мы поздно с ним познакомились. Я делал фильм о советской музыкальной жизни и попросил Баршая принять в нем участие. Баршай был для меня легендой, и я не думал, что он окажется таким простым в общении. Когда Баршай уехал из СССР за рубеж, я в Москве еще какое-то время покупал его диски. А потом его имя с них исчезло. Осталось просто "Московский камерный оркестр", - рассказал Бруно Монсенжон.

Говорили о том, как в последние годы жизни в Швейцарии, где он прожил около 30 лет, Баршай работал над реконструкцией Десятой симфонии Густава Малера, которую он закончил и записал на пластинку в 2004 году. А дело всей его жизни - инструментовка и окончание "Искусства фуги" Иоганна Себастьяна Баха - было завершено лишь в 2010 году.

Об этом и фильм, в котором Олег Дорман предстает не только как режиссер, но и как оператор. И вот что он рассказал собравшимся:

- Когда мне было 4 года, нашим соседом по дому был скрипач из оркестра Баршая - дядя Толя. Он много играл и рассказывал о своем руководителе. Когда мне было лет 7, дядя Толя вдруг резко погрустнел - Баршай эмигрировал из СССР на Запад, а потом уехал и сам дядя Толя. Также я знал Баршая благодаря популярной в то время 40-й симфонии Моцарта, как и многие мои сверстники. Но не знал, что исполнитель именно он. На пластинках не было его имени. Познакомились мы по телефону уже в 2010 году. Он сказал: "Я сейчас слушал Пуччини - какая красивая музыка! Вы заметили, как мало стало красоты в музыке?" И я подумал: на край света поеду, чтобы услышать продолжение этого разговора. Когда приехали знакомиться в Швейцарию, то между нами возникло столь редкое ощущение того, что знаем друг друга уже давно. И тогда же в процессе общения стало ясно, что второй возможности увидеться не будет. Мы полагали, что снимать будет Вадим Юсов (легендарный оператор снял и фильм "Подстрочник". - Прим. С.А.). Но мой сопродюсер Феликс Дектор сказал: "Снимай немедленно. И сам". На протяжении 10 дней мы записывали, что рассказывал Баршай, и это был взгляд не прощальный, но уже человека из каких-то других пределов. Баршай, казалось бы, немощный и уходящий, совершенно не был тронут немощью внутри себя. Наоборот, он дарил надежду.

В самом фильме кажется, что музыки меньше, чем слов, - так она тиха и прекрасна. Баршай рассказывает об Ойстрахе, Рихтере, Локшине, Шостаковиче... О любви к женщинам и к Родине так, что зрителю, привыкшему к желтизне во многих нынешних документальных картинах, становится отчетливо виден уровень - как можно достойно переосмысливать свою личную жизнь. И совершенно преображается Баршай, когда рассуждает о творчестве. Его рассказ о ноте ре бемоль в 10-й Симфонии Малера захватывает так, как если бы Дмитрий Менделеев описывал ту ночь, когда ему приснилась Периодическая таблица... Действительно, Дорман с коллегами, выбрав такого героя, взяли высокую ноту.

Где посмотреть?

На вопрос обозревателя "РГ": где и когда можно будет посмотреть фильм "Нота" и покажут ли его на телевидении, Олег Дорман ответил:

- Наши отношения с телевидением по-прежнему глубоко "религиозны": я ВЕРЮ, что фильм покажут.

И добавил, что 14 декабря планируется показ картины в Центральном доме литераторов в Москве.

Наше кино Классика