08.11.2011 10:12
Культура

Татарстан устроил фестиваль в честь композитора Софьи Губайдулиной

София Губайдулина представила казанской публике музыку на "именном фестивале"
Текст:  Олег Корякин
Российская газета - Федеральный выпуск: №250 (5626)
Читать на сайте RG.RU

В Казани проходит первый фестиваль современной музыки СONCORDIA имени Софии Губайдулиной. Такой подарок преподнес Татарстан своей знаменитой землячке на 80-летие.

Организатором проекта выступил главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский. Приглашение на "именной фестиваль" София Асгатовна приняла с радостью. Для нее это явилось прекрасным поводом погостить на родине, где она не была уже много лет. К тому же открылась СONCORDIA двумя ее произведениями: In croce ("На кресте") и "И: празднество в полном разгаре". Их исполнили Государственный симфонический оркестр РТ, казанский органист Рубин Абдуллин и известный виолончелист, друг Губайдулиной - Давид Герингас. Такая музыка на сцене Государственного большого концертного зала, пожалуй, еще не звучала. Надо признаться, что востребованная во всем мире София Губайдулина по-прежнему остается пророком без Отечества. В советское время ее не принимали по идеологическим причинам, теперь творчество Губайдулиной просто не вписывается в формат.

Как бы там ни было, казанская публика встретила ее тепло. Аплодировали стоя, так что растроганному композитору пришлось с поклоном выходить на сцену.

Несмотря на солидный возраст, София Асгатовна находится в отличной физической и творческой форме. Недавно она завершила работу над произведением "Лабиринт" для двенадцати виолончелей по заказу Берлинской филармонии.

- Это название имеет емкий смысл, - пояснила она. - Для меня было важно войти в лабиринт своего подсознания, чтобы услышать звуки души и выйти в другое измерение.

Сейчас София Губайдулина трудится над другим произведением для оркестра с органом. Оно прозвучит в Голландии. О том, где она теперь чаще пишет музыку, композитор рассказала подробно:

- Мне нравится писать на заказ, это, как правило, не ограничивает мою творческую свободу. При этом есть большое преимущество - я уверена, что мои сочинения исполнят. Так случилось, что я нашла очень благоприятное для сочинительства место. Не в Москве и не в Казани, а в маленькой деревне в Германии. Это очень благостно жить в деревне, где всего две улицы, а дальше начинается поле. Там я гуляю в благородном обществе коров и лошадей. Здесь очень благостно для фантазии, полной концентрации духа. Это то, что я больше всего ценю в жизни, - возможность сконцентрироваться и услышать, как звучит мир.

Впрочем, и о Казани, где она провела детство и юность, София Губайдулина не забывает, хотя воспоминания, казалось бы, не из приятных.

- Все, что я помню про свою юность, это ощущение постоянного голода. За исключением одного 1939 года, когда вдруг появились яблоки и молоко. А дальше - война. Но тем не менее мы учились в музыкальной школе. Духовность была сильнее обыденности.

Прямая речь

София Губайдулина:

- У каждого времени свои ценности. И опасность оказаться в зависимости от обыденности есть всегда. Общество так многослойно и его требования столь различны, что в них можно утонуть. Художнику надо оставаться собой, слушать самого себя.

Классика Казань Волга-Кама