15.11.2011 00:46
Digital

Эксперт: В России трудно обогатиться на онлайн-аукционах

Текст:  Любовь Андриенко
Российская Бизнес-газета - : №41 (823)
Читать на сайте RG.RU

Если в начале века в Израиле новый интернет-проект создавался каждые 40 часов, то сегодня в этой сфере насчитывается больше четырех тысяч успешных израильских компаний - эту страну опережают лишь США. Россия в этом рейтинге пока занимает лишь 28-е место. Об этом шла речь на конференции "Электронная коммерция и интернет-индустрия: опыт и перспективы".

"По моим наблюдениям, сегодня в Интернете очень сильны исторические зависимости, которые выражаются фразой "так принято", - говорит основатель портала HeadHunter Юрий Вировец. - Несмотря на то что социальной сети от силы 15 лет, инерция на интернет-рынке очень сильна. Однажды так сложилось, и вот теперь мы так живем. Ну, например, в России не идут интернет-аукционы. Российского eBay.com у нас нет. Вот с Molotok.ru уже 10 лет что-то пытаются сделать и перепродали его уже три раза. По труднообъяснимой причине не идет в России бизнес-модель электронного аукциона. Зато идут доски объявлений. Люди предпочитают продавать вещи через них. Вот еще один пример, уже из нашей области - из области интернет-сервисов по поиску работы. Во всех странах мира не принято брать денег с людей, которые приходят на сайт искать работу. Я имею в виду не нишевые сайты вроде Theladders.com, где размещаются вакансии для высокооплачиваемых специалистов, а крупные национальные ресурсы. Для соискателя эти ресурсы, как правило, бесплатны. Но есть исключения - Бразилия и Израиль. Первый человек в крупнейшем ресурсе по поиску работы в Бразилии рассказывал мне, что пока ты не введешь на его сайте номер кредитки, ты даже зарегистрироваться там не можешь. Огромный доход он получает с того, что люди автоматически подписываются на сервис за 10 долларов в месяц и об этом забывают. Раз десять спишется сумма с кредитки, пока человек это заметит. И негатива по отношению к ресурсу у бразильцев нет: когда я общался с владельцем местного сайта, у них там уровень безработицы был около 15% процентов".

Участники конференции сошлись во мнении, что Интернет - это парадоксальный рынок: он молодой, но влияние традиций на нем чрезвычайно сильно. А поскольку традиции в разных странах не одинаковые, если какой-то интернет-сервис пошел в одном месте, то он не пойдет в другом. "Почему, например, "Одноклассники" "выстрелили" в России? В других странах тоже есть похожие сайты - например, Classmates.com, но они далеко не самые популярные, - отмечает основатель Groupon Эндрю Мэйсон. - А у нас, по-моему, это сеть номер один. Как это объяснить? Почему появляются традиции? Интернет очень сильно завязан на стереотипах поведения людей. В основе успешного интернет-бизнеса всегда лежит то, что ты угадываешь или не угадываешь какой-нибудь стереотип поведения. Если угадал, то у тебя будет взрывной рост. Если не угадал - ничего не получится. "Одноклассники" угадали потребность повидаться с людьми, с которыми ты учился в школе, а в Америке такой потребности нет. Школьное образование там по-другому устроено: у них нет своего класса, они ходят на отдельные занятия. Там университетские братства".

Вывод: нужно угадать какую-то традицию в оффлайне, поверить, что она продолжится в онлайне, и использовать ее для бизнеса, считают аналитики. "Хороший пример помимо "Одноклассников" - сайт Livejournal.com. Существует же в России традиция долгих кухонных разговоров о жизни, политике, литературе и кино. Livejournal.com - это ее продолжение в онлайне, - отмечает Юрий Вировец. - Поэтому в России у этого сервиса больше всего пользователей. Главный тезис заключается в том, что первый, кто вышел на рынок, тот сам устанавливает традиции. Так вышло с бразильским сайтом по поиску работы, который берет деньги с соискателей, - он был на рынке первым. Еще один тезис: следить за тем, как люди используют ваш сервис. Пользователи сами могут сформировать новые традиции из разряда "вот так мы живем". Вспомните, как используют тот же Livejournal.com в Сингапуре. Там используют эту площадку для интернет-магазинов. А сервис "Одноклассники" после того, как все, с кем учился в классе, были найдены, стал конкурентом классическим сайтам знакомств".

Интернет