Знаменитый миланский театр Ла Скала выступил с однодневными гастролями на сцене Большого театра. Приношением от итальянской труппы на открытие главной российской сцены стал "Реквием" Верди. Хором и оркестром Ла Скала руководил Даниэль Баренбойм.
Этот визит Ла Скалы планировался еще в 2008 году - к первому календарному сроку окончания реконструкции исторического здания Большого театра. Однако итальянским гостям пришлось не один раз сдвигать сроки гастролей, нарушая собственные жесткие регламенты, в ожидании развязки многолетней московской стройки. И все-таки главные друзья Большого театра - миланские артисты, театр которых считается в Европе ровесником Большого, прибыли в качестве первых и почетных гастролеров на историческую сцену. Сотрудничеству между знаменитыми оперными домами скоро исполнится 50 лет - первые гастроли Ла Скала на сцене Большого состоялись в 1964 году: тогда, кстати, тоже исполнялся "Реквием" Верди под руководством Герберта фон Караяна с участием Леонтины Прайс, Николая Гяурова, Карло Бергонци. На это раз "Реквием" привез только что назначенный музыкальным руководителем миланской сцены Даниэль Баренбойм, собравший интернациональный состав солистов: болгарка Красимира Стоянова (сопрано), итальянский тенор Стефано Секко, российские певцы - Екатерина Губанова (меццо-сопрано) и Михаил Петренко (бас). На исполнении присутствовали Светлана Медведева, директор Ла Скала Мария Ди Фреда, генеральный менеджер и художественный руководитель Ла Скала Стефан Лисснер.
Днем раньше итальянские гости открыли в исторических фойе Большого театра выставку, специально подготовленную для московских гастролей: 30 костюмов и макеты выдающихся спектаклей из истории миланской сцены. Выставка открыта для публики до 10 января 2012 года и станет музейным декором развернутых гастролей Ла Скала в Большом театре, балетная часть которых пройдет уже в декабре: на исторической сцене покажут спектакли "Эксельсиор" в постановке Луиджи Манцотти и "Сон в летнюю ночь" Джорджа Баланчина.
А заупокойный "Реквием" Верди открыл этот большой гастрольный проект Ла Скала, окончание которого планируется в следующем сезоне. Даниэль Баренбойм представил тщательную и не слишком привычную трактовку вердиевской партитуры. С одной стороны, отличный оркестровый ансамбль, хорошо выстроенные звуковые планы - обрушивающиеся лавины тутти в Dies iray (День гнева), переклички труб, часть которых была уведена на верхний зрительский ярус в Tuba mirum (Труба предвечная), цепенящий шепот хора в Кyrie Eleison (Господи, помилуй), просчитанные долгие крещендо, нагнетающие мрачную энергию. С другой стороны, отсутствие развернутой оперной роскоши, с которой итальянцы обычно исполняют свой "Реквием", почти плакатная конкретность в воплощении драматургии, оперирующей образами Страшного суда и Вечного света (Lux aeterna). На высочайшем уровне звучал хор и менее впечатляющими были ансамбли солистов. Но хоровая фуга Libera me (Освободи меня, Господи), прозвучавшая как грандиозная монументальная фреска, расставила акценты в трактовке Баренбойма.
В сентябре 2012 года маэстро привезет в Большой театр премьеру, открывающую нынешний сезон в Ла Скала: "Дон Жуан" Моцарта в постановке Роберта Карсена.