Совсем скоро лидер отечественного автопрома - тольяттинский АВТОВАЗ запустит серийное производство нового народного автомобиля LADA Granta. На 2012 год компания наметила выпуск около 150 тысяч этих машин, в том числе со второй половины будущего года и на мощностях ИжАВТО, который стал частью АВТОВАЗа.
О спасении ижевского завода, который еще недавно стоял на грани банкротства, перспективах развития ижевского предприятия и всей российской автомобильной промышленности рассказывает президент ОАО "АВТОВАЗ" Игорь Анатольевич Комаров.
Российская газета: Игорь Анатольевич, расскажите, каким образом ИжАВТО, ранее принадлежавший группе СОК, перешел под контроль АВТОВАЗа.
Игорь Комаров: На момент начала переговоров это предприятие уже полностью находилось под контролем Сбербанка. В декабре 2010 года в присутствии председателя правительства РФ между Сбербанком, АВТОВАЗом и ГК "Ростехнологии" был подписан меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривал приобретение нашей компанией 100% долей ООО "Объединенная Автомобильная Группа", структуры Сбербанка, в случае ее победы на открытых торгах по реализации имущественного комплекса ИжАВТО. В октябре этого года была завершена сделка по продаже АВТОВАЗу 100% ОАГ, и Ижевский автомобильный завод полностью перешел под контроль нашего предприятия.
Хочется отметить, что на протяжении всех этапов совместной работы Сбербанка России и АВТОВАЗа нам оказывали поддержку местные органы власти, о чем свидетельствует в том числе и неоднократное участие главы Удмуртской Республики Александра Волкова в совместных встречах, проводимых в министерствах и правительстве РФ.
РГ: Зачем АВТОВАЗу ижевский завод?
Комаров: ИжАВТО - стратегический ресурс для расширения возможностей АВТОВАЗа и Альянса Renault - Nissan, еще одна производственная площадка. К 2017 году мы планируем увеличить выпуск автомобилей до 1,5 миллиона в год, но мощностей одного АВТОВАЗа для этого было недостаточно. А в Ижевске кроме сборки есть также сварочное и окрасочное оборудование, что делает завод потенциально эффективным и прибыльным.
При этом хочу заметить: в ближайшие два года завод будет пока продолжать генерировать убытки. Но, кроме того, расширение мощностей на ИжАВТО - это дополнительные рабочие места и рост налоговых отчислений в бюджет. То есть развитие ИжАВТО - это и социальный проект.
РГ: Что кроме увеличения рабочих мест и контракта на сборку LADA Granta получит ижевское предприятие?
Комаров: Сейчас мы вместе с партнерами по Альянсу Renault - Nissan дорабатываем бизнес-план для ИжАВТО - собираемся там производить автомобили под брендами LADA, Renault и Nissan. Будем развивать прессовое производство и производство пластмассовых изделий. Надеемся, что через три года это будет абсолютно другой завод - с другими мощностями и модернизированными линиями.
РГ: Сбербанк продолжает участвовать в развитии ИжАВТО?
Комаров: Hаше сотрудничество со Сбербанком началось еще на этапе разработки бизнес-плана восстановления производства в Ижевске автомобилей ВАЗ 2104, Иж-27175 (пикап на базе ВАЗ 2104) и ВАЗ 2107. В августе 2010 года мы вместе со Сбербанком, ОАГ и ИжАВТО встречались с поставщиками автокомпонентов. Нам удалось вселить в будущих партнеров завода уверенность, что новые отношения будут взаимовыгодными для всех сторон. В свою очередь, АВТОВАЗ, понимая важность этого вопроса, предоставил ОАГ отсрочку на оплату машинокомплектов.
Это была серьезная и кропотливая работа. Несмотря на нашу совместную работу со Сбербанком, кредитор рассматривал и другие возможности стратегического партнерства, например, с Hyundai и KIA. Но экономически целесообразным и перспективным было признано сотрудничество с АВТОВАЗом. В мае 2011 года ОАГ присоединилась к АВТОВАЗу и Альянсу Renault - Nissan, а также полностью взяла на себя обязательства по ранее заключенному с ИжАВТО соглашению о промышленной сборке.
Сбербанк России принимал участие в проекте не только на этапе разработки бизнес-планов, но и сопровождал процесс до подписания соглашения. В рамках развития производства на ижевском заводе между Сбербанком и АВТОВАЗом был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий готовность банка финансировать модернизацию завода.
РГ: Известно, что и у АВТОВАЗа давние партнерские отношения со Сбербанком...
Комаров: Да, уже несколько лет Сбербанк - один из наших стратегических партнеров. Банк в период кризиса неоднократно оказывал финансовую поддержку действующего производства. Кроме того, мы совместно запустили программу Лада-Финанс, по которой покупатель нового автомобиля получает скидку, что позволяет ему полностью или частично покрывать расходы по кредиту. Еще одна программа поддержки дилерской сети АВТОВАЗа предоставляет особые условия кредитования со стороны Сбербанка.
РГ: Как вы оцениваете перспективы российского автомобильного рынка?
Комаров: По нашим оценкам, в последнее время все больше потребителей предпочитают покупать автомобили, произведенные на территории РФ. Это подтверждают и данные Ассоциации европейского бизнеса за 3-й квартал 2011 года: в "ТОП-10" самых продаваемых моделей - девять отечественных, а первые четыре строчки в списке занимают модели LADA Kalina, LADA Priora, LADA Samara и наша "классика" - LADA 2104, 2105, 2107.
Аналитики прогнозируют, что темпы производства и продаж автомобилей отечественной сборки будут только увеличиваться. Этому способствует ряд факторов. Во-первых, новые условия промышленной сборки. Иностранные автопроизводители, подписывая соглашения о промсборке, фактически гарантируют развитие российской компонентной базы, активное использование нашего инженерного ресурса. А это, в свою очередь, положительно скажется на себестоимости автомобилей, производимых в России. Качественный и доступный продукт всегда найдет своего потребителя.
Во-вторых, росту продаж отечественных машин будет способствовать и повышение качества в связи с расширяющимся сотрудничеством с мировыми концернами. Опыт, технологии, методики повышения эффективности производства - все это уже активно внедряется, в частности, на АВТОВАЗе.