Работникам французской IT-компании Atos запретят пользоваться электронной почтой. С такой инициативой выступил ее руководитель Тьерри Брентон. Он считает, что электронная почта стала неэффективным средством коммуникации между людьми.
В качестве альтернативы Брентон предлагает использовать сервисы для быстрого обмена короткими сообщениями и корпоративные чаты. Российские специалисты, опрошенные "РГ", к этой инициативе отнеслись без энтузиазма.
Хотя есть эксперты, которые полагают, что в заявлениях Брентона, о которых рассказало издание The Wall Street Journal, рациональное зерно все-таки существует. В начале 2000-х годов было проведено специальное исследование. Выяснилось, что человеку после прочтения электронного письма нужно более минуты, чтобы вернуться в "рабочее состояние".
К тому же львиную долю входящей корреспонденции на e-mail (в просторечье - "мыло" и "Емеля) составляет спам, на просмотр которого люди тратят иногда более часа в день. В августе исследователи подсчитали, что европейским "лидером" по рассылке спама является Россия.
Брентон тоже утверждает, что из двухсот поступающих электронных писем, которые сотрудники компании получают ежедневно, нужными для дела являются лишь двадцать, то есть около десяти процентов. Таким образом, работники Atos тратят слишком много времени на разбор входящей почты, что снижает производительность труда. Atos, напомним, является одним из крупнейших в мире поставщиков IT-услуг и имеет представительства в более чем сорока странах.
Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети Интернет:
- Такую идею я не могу назвать ничем иным, как прихотью начальства. Письма - индивидуальны. И почему нужно переходить на те платформы, где вашу переписку может прочитать каждый, мне непонятно.
Запрещать электронную почту - это все равно что пытаться "закрыть" Интернет. И если смотреть в перспективу, то электронная почта была, есть и будет. Это единая платформа с универсальными стандартами.
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group:
- Я не вижу в этой идее никакого рационального зерна. Электронное письмо, по сути, документ. То есть идейно оно является аналогом бумаги. А общение в чате или онлайн-мессенджере для деловой переписки использоваться не может, у них совсем другая функция. Вот для оперативного решения каких-то вопросов они вполне подойдут.
Экономического обоснования такому решению я тоже не нахожу. А вот отомрет ли когда-нибудь электронная почта? Знаете, все рано или поздно отомрет. Но электронная почта в этом списке точно будет последней.
Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент":
- Мы в работе используем электронную почту, и пока ничего менять не собираемся. Она проста, эффективна и надежна.
Но не исключаю, что когда-нибудь в будущем и перейдем на онлайн-мессенджеры в стиле Facebook, если возникнет необходимость. А на данном этапе это нам не требуется.
В целом же какой-то принципиальной разницы между использованием на работе электронной почты или чатов я не вижу. И вообще, много болтовни на работе не нужно, такого рода общение должно сводиться к минимуму. Чем меньше специалисты знают, что творится за соседним столом, тем лучше. Может быть, инициатива Тьерри Бретона чем-то и хороша в плане экономии времени. Но здесь все еще и от квалификации работника зависит. Если кто-то, например, не может выполнить свою работу в установленные сроки, то никакой чат не спасет.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК:
- Мне кажется, что это перебор. Может быть, из-за просмотра личных сообщений по электронной почте какое-то рабочее время теряется. Но ведь сотрудник, который лишится такой возможности, наверняка изменит к работодателю свое отношение. И его отдача будет меньше. Думаю, нужно быть более снисходительным к подчиненным..