Премьер-министр Владимир Путин приехал в Санкт-Петербург на Балтийский судостроительный завод - одну из крупнейших верфей страны. Он раскрыл рабочим план по спасению предприятия и пообещал увеличить зарплаты.
Завод с полуторавековой историей сегодня - на грани банкротства. Когда-то здесь спроектировали первую подлодку "Дельфин" и изготовили первый в мире атомный советский ледокол "Ленин", а сейчас цеха пустуют - "золотые" руки по-прежнему есть, но делать им нечего.
Первый вопрос, который задали премьеру работники судостроительного гиганта, простаивающего без заказов: зачем идти на избирательные участки, если "работы нет, а жизнь все веселее и веселее". Владимир Путин разъяснил: голосовать нужно обязательно.
Не меньше, чем избирательные права, коллектив волновала судьба родного завода. "Почему у нас нет заказов? Мы можем, мы хотим!" - с болью за родное предприятие жаловался журналистам начальник цеха Александр Данилов.
На этот вопрос Владимир Путин тоже дал ответ. Еще в сентябре во время рабочей поездки в Череповце ему рассказали, что Балтийский завод погряз в долгах, и он обещал спасти предприятие. Правительство стало действовать незамедлительно, подключив к делу вице-премьера Дмитрия Козака. На совещании в Санкт-Петербурге Путин констатировал: ситуация, в которой оказался завод, создана "весьма искусственно".
"Не буду раздавать оценок, говорить, кто и что делал, как дошли до жизни такой, но факт остается фактом", - отметил председатель правительства. Кредиторская задолженность, подчеркнул он, составляет примерно от 12 до 15 млрд рублей: "Это огромная цифра, неподъемные для предприятия деньги. Это не дает возможности ни заказы разместить, ни гарантировать нормальную работу".
Кредиторы начали дело о банкротстве. Ситуация обусловлена недобросовестными умышленными действиями бывшего собственника, пояснил Козак: судебные споры затягивались с целью вывода денег с предприятия. Но в начале октября акции передали Центробанку, был утвержден план действий по оздоровлению завода, предполагающий погашение долгов по зарплате и размещение новых заказов. "План реализуется, и мы его даже перевыполняем", - доложил зампред правительства.
В доказательство этого прямо на месте были подписаны новые контракты - на строительство четырех ледоколов, соглашение о подготовке к строительству серии атомных ледоколов, а также соглашение об использовании мощностей Балтийского завода при изготовлении плавучих частей корпуса двух кораблей-доков "Мистраль".
Впрочем, банкротства заводу избежать не удастся. Правда, Козак предложил план, по которому коллектив перейдет в отдельное юридическое лицо - "Балтзавод-Судостроение". Новая структура не будет обременена долгами. "Пускай суд разбирается! - одобрил Владимир Путин. - Не нужно, чтобы это было повешено на плечи людей". Он подчеркнул, что во время перехода никто из рабочих не должен оказаться за бортом.
Пока будет идти процедура банкротства, бессмысленно перечислять на счета предприятия деньги, пояснил председатель правительства: "Они будут уходить не рабочим и не на производство, а тут же - кредиторам". Но совсем скоро все выплаты будут происходить вовремя, более того - с 1 января зарплату повысят на четверть, порадовал рабочих Путин.
Вернувшись в столицу, председатель правительства занялся делами общефедерального масштаба. Вице-премьер, глава аппарата Белого дома Вячеслав Володин сообщил, что в ряде регионов проект "Электронное правительство" может заработать уже в феврале. "Главное - темпов не снижать", - заметил Владимир Путин. "Постараемся", - заверил Володин, добавив, что есть пока 10 регионов, "которые просто плетутся в хвосте".
О том, что отечественные потребители будут полностью обеспечены газом, а значит, спокойно переживут холода, премьер-министру рассказал глава "Газпрома" Алексей Миллер.
Сообщил Миллер и итоги работы по "Белтрансгазу": "Права собственности на эти вторые 50% полностью оформлены, и "Газпром" стал обладателем 100% акций "Белтрансгаза". Идет подготовка к синхронизации работы компании с единой системой газоснабжения России. Выслушав доклад, Владимир Путин обратил внимание на уровень зарплат белорусских сотрудников - его нужно повысить раза в два. "Это ведь теперь ваше предприятие", - сказал он Миллеру.