14.12.2011 00:17
Общество

Михаил Швыдкой: Любому государству необходимы интеллектуальные "острова"

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №281 (5657)
Читать на сайте RG.RU

Выборы выборами, но они не отменяют необходимости решения ряда фундаментальных проблем, стоящих перед нашей страной, которые никуда не исчезли. Разве, что их ощутимая острота была слегка приглушена гулом предвыборных и послевыборных баталий. И первейшая из этих проблем, о которой постоянно говорили и говорят и президент России Дмитрий Медведев и председатель российского правительства Владимир Путин, - это скорейшая модернизация российской экономики, ее перевод на инновационное ускорение. От этого зависит не только будущее России как одного из наиболее влиятельных государств планеты, но и - ни много ни мало - самый факт ее исторического бытия, реальность ее будущего существования. Только модернизация и инновационное ускорение позволят диверсифицировать национальную индустрию, слезть с углеводородной иглы, перестать транжирить природную ренту, создать высокотехнологичные производства. Как говорили в старые советские времена: "Цели ясны, задачи определены, за работу товарищи!" И здесь самым простым и естественным образом встает вопрос: "А кто эти товарищи?" Откуда они возьмутся сегодня? И какими качествами они должны обладать?

Безусловно, мы еще не до конца промотали дореволюционный и советский научный потенциал, опыт национального образования, равно как и традиции русской культуры XIX - XX веков. Весь вопрос в том, успеем ли мы на основе этого, поистине огромного и уникального, богатства провести те системные преобразования, в которых сегодня так нуждается Россия. Прежде всего потому, что разрушена способность органического наследования, а кроме того, нет ясного понимания, что всеядность здесь неприменима. Понятно, что потомки обязаны в своей памяти хранить опыт всех предков без исключения, - но это вовсе не означает, что его стоит применять без изъятий. Каждый этап последующего исторического развития не может опираться на всю историю в целом, он выбирает из нее то, что, с точки зрения современников, кажется наиболее плодотворным. Но - и это естественно - в современном обществе, при множестве разноустремленных интересов, столь же разные представления об общественной и духовной пользе. Можно, конечно, одновременно заниматься инновациями и стоять в очереди к Поясу Богородицы, - но не уверен, что это прибавит интеллектуальных сил для того, чтобы решить некоторые фундаментальные противоречия, которые со всей очевидностью обнаружили себя в самое последнее время и которые неразумно не замечать.

Современная модернизационная модель развития, опирающаяся на инновационные подходы к решению проблем требует той интеллектуальной свободы, которая основана на достижениях национальной и мировой науки и культуры. Попросту говоря, она требует высокообразованных, энергичных, хорошо воспитанных людей, способных к творческому восприятию реальной действительности, выявлению ее узловых проблем и поиску тех решений, которые не повлекут за собой отрицательных побочных эффектов. Ничего сверхъестественного в этом нет. Такие люди требовались всегда - и в эпоху великих географических открытий, и во времена Петровских реформ и в пору работы над атомным проектом. Конечно, можно спорить о том, нужно ли для открытия Америки хорошее воспитание, - но то, что для любого прорыва нужны люди неординарные, обладающие "святой наглостью" и не вписывающиеся в привычные рамки, - факт не требующий особых доказательств. И для них всегда были нужны некоторые особые условия работы и жизни.

Даже в кровавые сталинские времена в ГУЛАГе вынуждены были устраивать "шарашки", где коллекционировали ученых первой величины, и лагерные театральные коллективы, куда собирали недавних кумиров советской страны. В более "диетическую" пору Хрущева и Брежнева создавали академгородки и закрытые города, где научная элита могла заниматься не только профессиональной деятельностью, но и принимать опальных поэтов, художников и артистов. Степень политического "либертинажа" в этих островках интеллектуальной свободы была куда как выше, чем на окружающем их советском материке.

Любому обществу, любому государству необходимы такие люди и такие интеллектуальные "острова" - в ином случае наступает стагнация, застой. Они, безусловно, нужны и современной России. Слава Богу, не все продвинутые люди готовы уезжать в дальние западные или восточные края, чтобы становится там новоселами, - они-то и могут стать тем кадровым ресурсом, который позволит осуществить столь необходимый сегодня России модернизационный прорыв.

Можно одновременно заниматься инновациями и стоять в очереди к Поясу Богородицы, но не уверен, что это прибавит интеллектуальных сил для того, чтобы решить те противоречия, которые обнаружили себя в самое последнее время

Понятно, что эти люди принадлежат к разным поколениям, у них несхожие взгляды на социальные и общественные проблемы, духовные и и конфессиональные предпочтения. Впрочем, в первую очередь речь идет не о почтенных академиках, сформировавшихся в советскую эпоху, а о молодых и зрелых людях, вступивших в жизнь после развала СССР. Людям моего поколения, тем, кому за шестьдесят, свойственно критически относится к этим новым генерациям профессионалов, но мне, не одно десятилетие занимающемуся преподаванием, очевидно, - использую мысль Ибсена, - что молодость всегда права. Многие из них действительно мыслят шире и свободнее, чем мы. Для многих естественно то знание, к которому мы прогрызались всю жизнь. У них нет наших страхов и готовности к любому компромиссу с жизнью. Можно сетовать на то, что часть этих молодых людей не готова вставать в ряды юных барабанщиков, - но надо понимать, что, чем просвещеннее люди, тем меньше у них желания ходить строем. Если, разумеется, речь не идет о реальной угрозе Отечеству.

То, что образованная и креативная часть современного российского общества подала голос в общественной жизни, - естественный и важный знак. Новые поколения интеллектуалов дали внятно понять, что они не собираются покидать Россию, что их судьба накрепко связана с судьбой страны. В сегодняшние общественные процессы включаются образованные культурные люди, которым, как правило, чужды революционные порывы. Они слишком хорошо помнят мысль Александра Пушкина о русском бунте. Но они также помнят и о том, что Карл Маркс считал сомнение свойством зрелого разума. И не только он один. При всей связанности социальными сетями - реальными и виртуальными - эти новые молодые люди вполне самостоятельны в суждениях. В романе Герберта Уэллса "Когда спящий проснется" герой из прошлого спрашивает людей будущего: "А где ваше правительство?" На что люди будущего отвечали: "Наше образование - наше правительство". Утопия, конечно, социальная сказка позапрошлого века. Но реальному правительству любой современной страны эту сказку лучше знать.

Соцсфера Образ жизни