20.12.2011 11:45
Экономика

В регионах ЦФО на первый план вновь вышли проблемы работы МУПов

Городские чиновники продолжают рассчитывать на предприятия, которые работают в убыток
Текст:  Денис Передельский (Орел) Александр Федосов (Брянск)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5662)
Читать на сайте RG.RU

В регионах ЦФО на первый план вновь вышли проблемы работы муниципальных предприятий.

В Брянске создают очередное МУП, которое призвано победить уличные пробки, а в Орле почти разорилась одна из успешных коммунальных контор, но на ее базе могут создать новую. 

Брянск

Несколько лет подряд власти Брянска выражали свое недовольство тем, как работают находящиеся у нее под крылом муниципальные предприятия. Контрольно-счетная палата города в прошлом году выявила, например, множество нарушений в работе МУП "Брянскгорстройзаказчик". Тут, в частности, оплачивали расходы, не предусмотренные проектно-сметной документацией. Но это МУП, по крайней мере, не висело веригами на бюджете, а вот работу муниципального ремонтно-эксплуатационного предприятия чиновники обсуждали уже десять раз. И, как правило, разводили руками, не зная, что делать с подопечными, которые за месяц показывали только 700 рублей прибыли. Да и другие МУПы не блистали, в очередной раз подтверждая своими примерами, что бюрократия может быть хорошим растратчиком, но не предпринимателем.

Казалось бы, на эти грабли уже никто не хотел наступать, но теперь власти решили заняться ликвидацией надоевших пробок. Однако если в столице и других городах для этого расширяют дороги, строят развязки и подземные переходы, то в Брянске спасение видят в новом казенном предприятии, которое займется "организацией движения". Ему даже придумали название - "Центр организации дорожного движения".

Примечательно, что ранее такое же предприятие действовало при управлении ГИБДД, потом оно перешло в ведение областной администрации. В сущности, работа под крылом власти доказала, что это один из худших вариантов. После дорожных трагедий, случившихся в Брянске, все заговорили о том, что городское дорожное хозяйство донельзя запущено: не хватает знаков, нет подземных переходов, разметка стирается за пару недель.

- Раньше мы не могли своевременно устанавливать знаки и наносить дорожную разметку. Проблема заключалась в необходимости выносить все эти мероприятия на торги, что требует времени, - пояснил глава администрации Сергей Смирнов. - Например, если нужно было срочно установить светофор, начиналась долгая официальная процедура, длившаяся примерно месяц.

Однако этот довод не выдерживает критики. В нынешнем году чиновникам пришлось срочно осваивать дорожные деньги, и для этого они распределили заказы еще до проведения торгов. А уж установка знаков или более серьезные мероприятия, касающиеся разработки толковой схемы движения, точно не требуют большей спешки.

Тем не менее городские чиновники собираются с помощью нового центра "контролировать и координировать" дорожное движение. Создадут диспетчерский центр - этот "мозг" и будет наблюдать за пробками. Вот только как собираются их ликвидировать - загадка. Ведь для этого надо перестроить половину города, который загромоздили торговыми и другими объектами, новостройками, поставленными впритык к дорогам. Никакие мониторы единой диспетчерской не добавят городу парковок и развязок, но именно на отслеживание уповают чиновники. Они обещают, что "в случае пробок будет возможность управлять светофорами в ручном режиме для устранения заторов". Такое впечатление, что сейчас чиновники не ездят по городским улицам, а потому не знают, в чем же причина пробок.

А накануне Сергей Смирнов побывал на другом МУПе - асфальтобетонном заводе. Это предприятие увеличило производство асфальта в этом году и подняло среднюю зарплату до 32 тысяч рублей. Но вот незадача, сам мэр сказал: "У горожан есть определенные претензии к качеству асфальтирования дворов". Другими словами, не слишком заметно, чтобы муниципальный статус завода помог ему выйти на новый уровень качества.

Орел

Тем временем в Орле муниципальное предприятие "Совхоз "Коммунальник", озеленяющее город, оказалось в сложнейшей ситуации. В арбитражный суд региона поступило заявление одной из столичных фирм о признании МУПа банкротом. Рассмотрение дела пройдет в конце декабря. Возможно, предприятию удастся избежать процедуры банкротства, но для этого надо как минимум погасить долг, накопившийся перед истцом. На момент подачи заявления в суд он составлял около 300 тысяч рублей.

Сумма, на первый взгляд, небольшая, если учесть, что ежегодно на озеленение городские власти тратят десятки миллионов. Однако ситуация в "Коммунальнике" уже несколько месяцев тревожит общественность. На предприятии даже пришлось волевым решением поменять руководителя. Кроме того, народные избранники поручили городской Контрольно-счетной палате провести там комплексную проверку. Поводом стали результаты выборочной проверки, которые и привели к отставке экс-директора МУПа.

Выводы специалистов КСП стали предметом для обсуждения на сессии горсовета. Озвученные цифры многих, мягко говоря, неприятно удивили. Ведь считалось, что "Коммунальник" крепко стоит на ногах. В городе, например, была открыта сеть фирменных магазинов, где по сравнительно невысокой цене можно приобрести выращенные МУПом цветы. А сам областной центр украсили топиарные фигуры - этакие статуи, созданные из растительного материала. Они пользуются популярностью не только у жителей, но и у гостей города. Порой, чтобы сфотографироваться на их фоне, к фигурам выстраивается очередь. Кроме того, мосты областного центра и центральные улицы украсили ампельные растения.

И вот выяснилось, что за внешней красотой скрывались серьезные финансовые нарушения. Согласно отчету КСП, в 2010 году "Совхоз "Коммунальник" понес убытки в 6,1 миллиона рублей. Основной причиной этого проверяющие сочли увеличение более чем в три раза по сравнению с 2009-м так называемых прочих расходов и "грубые нарушения бухгалтерского учета". Например, ревизоры считают, что предприятие неправомерно истратило почти 29 миллионов рублей. Из них 8,5 ушли на "проведение работ, не предусмотренных контрактами или другими договорами", почти два миллиона - "на систематическую выдачу наличных денежных средств из кассы предприятия под отчет директору без предъявления отчета по ранее полученному авансу". Ревизоры подсчитали, что руководитель получал под отчет примерно по 364 тысячи рублей в месяц наличными. За год вышло более 4,3 миллиона.

Крупные суммы с шестью нулями фигурируют в неопределенных расходах "на нужды предприятия". Много средств было снято с зарплатной статьи работников, чтобы оплатить штрафы за долги по НДФЛ. Почти 300 тысяч рублей ушли на выплату премий "начальнику бюро по работе со СМИ и помощнику директора, результат работы которых документально не подтвержден". Примерно такую же сумму потратили на перевозку навоза, но, если верить той же бухгалтерии, предприятие его вообще не приобретало. Таких пунктов в отчете ревизоров еще много.

Теперь депутаты ждут результатов комплексной проверки и говорят о том, что допустить банкротство предприятия нельзя. В то же время, в кулуарах мэрии ходит и другое мнение: дескать, учитывая накопившиеся долги, не проще ли обанкротить МУП, а для озеленения затем создать другой? Ведь такого рода примеры в Орле уже были, хотя они и сомнительны с точки зрения закона. Впрочем, до возбуждения уголовных дел тогда так и не дошло. А основания для банкротства "Коммунальника" более чем весомы.

ЖКХ Орел Брянск Центральная Россия