Пока в Совете Безопасности ООН только начались дискуссии по внесенному Россией проекту резолюции касательно ситуации в Сирии, Генеральная Ассамблея ООН приняла свою резолюцию, в которой фактически проигнорирована точка зрения российской стороны. Тем не менее Москва решила не голосовать против. Очевидно, понимая, что главное сражение впереди.
19 декабря оказалось крайне важным на события для всех, кто попал в обойму государств, международных организаций и политиков, от которых во многом зависит судьба не только сирийских властей и все более непримиримой оппозиции, но и, пожалуй, большей части Ближнего Востока. Впрочем, не исключено, что ближайшие дни станут еще более зажигательными.
Сначала в Каире сирийский эмиссар подписал разработанный Лигой арабских государств план мирного урегулирования ситуации в Сирии, которую все больше аналитиков красноречиво называют кровавой бойней. Казалось бы, чиновникам ЛАГ можно праздновать победу. Ведь руководство Сирии во главе с президентом Башаром Асадом согласилось не только пустить на свою территорию арабских наблюдателей, не только начать диалог с оппозицией, не только освободить арестованных участников митингов, но и даже вывести войска из взбунтовавшихся городов. Иными словами ЛАГ выбила из Асада практически все, на чем настаивала до этого безрезультатно последние несколько месяцев.
Однако из Каира ликования что-то не было слышно. Все понимают, что в данном случае практически бесконечно расстояние между прописанными в мирном плане обязательствами и реальным их исполнением. Чтобы как-то сгладить этот дипломатический конфуз, к выводу ситуации из сирийского тупика подключилась Генеральная ассамблея ООН. Спустя всего несколько часов после появления хороших новостей из Каира в штаб-кварте ООН в Нью-Йорке Генассамблея принимает резолюцию, в которой содержится призыв к сирийским властям "в полной мере сотрудничать" с международной независимой комиссией по расследованию, созданной советом ООН по правам человека. Кроме того, в документе "решительно осуждаются продолжающиеся серьезные и систематические нарушения прав человека сирийскими властями", в том числе казни, насильственные исчезновения, пытки.
Опять новость вроде бы хорошая. Но стоит обратить внимание на то, что за принятие резолюции проголосовало только 133 государства. А вот воздержалось, аж, 43. Еще 11 - против. Среди воздержавшихся и Россия.
Почему так много стран отказались поддержать казалось бы логичные призывы к миру, порядку и сотрудничеству с международными организациями? Дело в том, что все прописанные в принятом документе требования обращены исключительно к сирийскому руководству. А вот об оппозиции в резолюции ни слова. Хотя оппозиционеры такая же, как и Дамаск, сторона конфликта. При этом уже неоднократно было доказано, что ангелов среди митингующих нет. Они такие же смертные, грешащие не меньше сирийских властей.
То есть призывать к прекращению насилия, однозначно, необходимо обе стороны. Иначе повторения ливийского сценария на сирийской земле не избежать.
Как раз по этой причине российская делегация на Генассамблеи воздержалась при голосовании по резолюции. По этой же причине 15 декабря Россия внесла в Совбез ООН свой проект резолюции, в котором все призывы адресуются обеим сторонам сирийского конфликта.
19 декабря в Совбезе ООН на уровне экспертов, представлявших все 15 стран-членов Совбеза ООН, за закрытыми дверями прошло первое обстоятельное обсуждение российского предложения. Нет сомнений, что есть государства, которые постараются утопить в бесконечном согласовании поправок проект Москвы. Однако становится все более очевидно для большинства членов Совбеза, что если максимально жестко не призвать к прекращению насилия обе стороны сирийской бойни, сколько угодно часто и долго можно принимать новые мирные инициативы. Без какого-либо реального результата. Впрочем, возможно, как раз повторения ливийского сценария в Сирии и хотят те, кто отказывается поддержать российский проект резолюции Совбеза ООН.