В 2011 году российский автопром поставит новые рекорды. Одних только легковых автомобилей в России будет произведено свыше 1,7 млн штук, что больше на 42% уровня предыдущего года.
Из этого числа около 670 тысяч придется на легковые автомобили, выпущенные под отечественными брендами, и более миллиона - на иномарки. За это же время в Россию будет импортировано около 900 тысяч новых иномарок (+32%) и продано на российском рынке 2,46 миллиона легковых автомобилей (+38%). Таким образом, Россия в мировом рейтинге стран по продажам автомобилей окажется на 7-м месте. Напомним, что наивысшую строчку в этом рейтинге - пятую - Россия занимала в 2008 году. По тем темпам роста, которые тогда набрала Россия, ряд экспертов пророчили ей четвертое место в мире и первое в Европе уже в 2009 году. Однако экономический кризис внес свои коррективы - в 2009 году Россия оказалась на десятом месте, где оставалась и в 2010 году. В 2011-м Россия опередит Францию и Великобританию, однако останется позади Бразилии и Индии.
Высокие темпы роста российского рынка обеспечили несколько основных факторов. Прежде всего это долгосрочный спрос. Обеспеченность населения автомобилями в России остается на низком уровне (226 автомобилей на тысячу жителей), что гораздо меньше, чем в европейских странах. При этом автомобильный парк старый и нуждается в обновлении. Потребность в автомобилях формирует и неразвитый общественный транспорт при высокой мобильности населения.
Росту рынка в 2011 году способствовали также различные кредитные программы. Во-первых, отлично отработала правительственная мера поддержки отечественного автопрома по субсидированию процентных ставок (ожидается, что по результатам года в России будет выдано около 250 тысяч льготных кредитов). В 2011 году появилось много совместных программ банков и производителей, предлагающих интересные для потребителя программы кредитования, активизировались кэптивные банки...
Немалый вклад в развитие рынка внесла программа утилизации автохлама, которая оказывала наибольшее влияние на нижний ценовой сегмент (стоимостью до 400 тысяч рублей) и стала спасательным кругом для АВТОВАЗа. В среднем по утилизационным сертификатам в России ежемесячно продавалось 14% легковых автомобилей.
Объем продаж легковых автомобилей в России в текущем году превысит уровень 2007 года, но немного не дотянет до наиболее успешного 2008 года. При этом кризис внес корректировки в расстановку сил на российском рынке. Лидером рынка по-прежнему остается российский бренд LADA, однако его доля рынка продолжает снижаться. Среди иностранных брендов номером один в России остается американский Chevrolet, а 2-3-е место достанется родственным корейским компаниям Hyundai и KIA. Hyundai и в 2008 году занимала высокую позицию в рейтинге, но число продаж в штуках тогда было выше, а большой вклад в результат работы компании вносили автомобили, собранные в Таганроге на ТАГазе. А вот KIA в количественном выражении совершила большой рывок вперед, нарастив объем продаж по сравнению с 2008 годом более чем в два раза. Аналогичным успехом может похвастать и Volkswagen, увеличив реализацию на российском рынке в 2,2 раза. Отличных показателей продаж компании достигли благодаря появлению в линейке бюджетных моделей - Volkswagen Polo sedan, Hyundai Solaris, KIA Rio. Так, в последние месяцы доля Hyundai Solaris в объеме реализации марки доходит до 66%, у KIA Rio этот показатель составляет около 50%, а у Volkswagen Polo sedan 44%.
Стоит также отметить успехи большой немецкой тройки (Audi, BMW, Mercedes Benz), которые демонстрируют очень хорошую динамику. В числе "неудачников" - Ford, Toyota, Mitsubishi, положение которых в России заметно ухудшилось после кризиса. В числе отстающих оказались почти все японские бренды.
Согласно нашему прогнозу на ближайший год, продажи легковых автомобилей продолжат свой рост, однако его темпы сильно замедлятся. Если по итогам 2011 года мы ожидаем прироста рынка в размере 38%, то в 2012 году эта прибавка будет не выше 7%. Не исключен и сценарий, когда рынок несколько снизится по отношению к текущему году. Связано это с рядом факторов, работающих на понижение рынка. Так, в следующем году не будет работать ни одна правительственная программа поддержки рынка (утилизационная программа закончилась в октябре 2011-го, программа льготного кредитования - 31 декабря). Отложенный спрос, накопленный во время кризиса, когда потребители откладывали покупку автомобиля до более спокойных времен, был удовлетворен полностью в 2010-2011 годах. Мало того, стимулирующие программы "выбрали на себя" и часть потенциального "будущего" спроса... Достаточно большая часть потребителей меняет автомобиль раз в три года. В 2012 году подходит самая "нижняя волна" - три года назад, в 2009-м, было продано всего 1,4 миллиона легковых автомобилей.
Ну и, конечно, на понижение рынка будет играть нестабильная экономическая ситуация в мире, которая может внести серьезные коррективы в любые планы и прогнозы.