13.01.2012 00:06
Культура

Радио "Орфей" в FM-диапазоне значительно увеличило число своих слушателей

После перехода в FM-диапазон (на частоты FM 99,2 в Москве и 1125 мГц в Санкт-Петербурге) число слушателей "Орфея" увеличилось
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №5 (5678)
Читать на сайте RG.RU

На всех волнах шумит-грохочет музыкальная попса. Островками возвышаются радио "Джаз" и "Классик", причем последнее к классике имеет отдаленное отношение: это так называемое "легкое слушание". А где классика, на которой держится музыкальная культура страны?

Сегодня сотни мировых интернет-радио круглосуточно дают оперы, симфонии, камерную музыку. Но для России это экзотика: радио привыкли слушать в обычном эфире. Поэтому миллионы поклонников классики на голодном пайке. И давняя проблема раскультуривания России по-прежнему актуальна.

В Москве есть круглосуточный "Орфей". Как рассказала "РГ" генеральный директор Российского государственного музыкального центра Ирина Герасимова, в диапазонах FM и УКВ он доступен для большей части столицы. Хотя после расширения Москвы на юг вряд ли дотянется до новых районов. Значительно хуже дела в провинции. Уже в Петербурге классику можно слушать только на зашумленных средних волнах, и наша собеседница попросила передать питерцам ее извинения: "Мы любим Питер и хотим там вещать, но есть препятствия, которые пока не в силах преодолеть. Но мы над этим упорно работаем".

Из больших городов  "Орфей" можно слушать в Екатеринбурге, Перми, Волгограде - всего в 13 городах России. В апреле заработает передатчик в Смоленске. Но уже за Уралом классики в эфире нет. Да и в Москве "Орфей" долго был малодоступен, но с переходом в диапазон FM число слушателей резко возросло. Об этом мы говорим с гендиректором Музыкального центра Ириной Герасимовой.

Ирина Герасимова: В Москве на УКВ нас слушало в среднем около 170 тысяч человек в месяц, после перехода на FM - около 575 тысяч.

Какие условия диктует FM? Как изменилась концепция "Орфея"?

Герасимова: На FM правильно программировать вещание особенно важно. Ведь рядом с нами только в Москве еще 55 станций! В концертом зале, даже если в программе звучит что-то вам неинтересное, вы все равно вынуждены слушать. А на радио - просто переключаете канал. У любого слушателя есть как минимум три любимые станции. Наша аудитория, например, пересекается с "Эхом Москвы" - примерно та же по составу. И главный принцип программирования - заставить слушателя остаться с нами.

Вы проводите исследования аудитории - каковы выводы?

Герасимова: И для меня и для программного директора Игоря Овруцкого было сюрпризом, что аудитория классики четко делится на поклонников определенных жанров. Скажем, на любителей вокала и ценителей оркестровой музыки, причем между ними - антагонизм. Одни предпочитают камерную музыку, другие - инструментальную. Все это надо учитывать: дал в эфир арию - нельзя вслед за нею давать оркестровую увертюру. Нужны плавные переходы: фортепианное соло, камерная музыка... Это кажется забавным, а на самом деле оказывается решающим в том, чтобы не потерять слушателя. Вторая особенность программирования - биологические часы человека. Повинуясь им, утром даем малые формы и небольшие, до десяти минут, фрагменты музыкальных произведений. Ведь задача нашего радио - не образовывать слушателя, а возбудить в нем желание, послушав первую часть симфонии, уже самостоятельно, на диске или в концерте, послушать ее целиком. С 11 утра уже возможны произведения длиной до получаса. Днем - проблемные передачи: например, в программе "Овертайм" мы обсуждаем проект Закона о культуре - по общему мнению, сырой и требующий корректировки . В 19 часов - авторские программы: передача Илзе Лиепы о балете, "Рандеву с дилетантом" Владимира Молчанова, "Музыкальные перекрестки" Александра Журбина, программы о вокале Любови Казарновской, передачи Михаила Казиника, который необычно представляет известные произведения, рассматривает их в новом, неожиданном ракурсе. И наконец, в 20 часов начинается то, что мы называем имиджевым эфиром: спектакли и концерты идут целиком. С аплодисментами, с комментариями, с "эффектом присутствия".

Некоторые западные станции предлагают слушателям, послушав фрагмент оперы или симфонии, прямо на интернет-сайте купить у них диск. Интересная практика. "Орфей" работает в интернете?

Герасимова: Да, конечно. Нам не хватает эфирного вещания по всей стране, но на нашем интернет-портале "Орфей" можно слушать онлайн во всем мире. Вот уже полтора года мы присутствуем в цифровых сетях "Триколор" и "Акадо".

Вы записываете спектакли музыкальных театров России?

Герасимова: Разумеется, и прежде всего спектакли Москвы и Питера, Шаляпинского фестиваля в Казани, лучшие спектакли региональных театров. Кроме того, как член Европейского вещательного союза, "Орфей" имеет доступ к его фонотеке, где собираются записи лучших мировых театров - Ла Скала, Ковент-гарден, Метрополитен-опера, Опера-Бастий… В 2011 году стали транслировать музыкальные события уже не по проводам, как прежде, а через WiFi. Именно так шел в прямом эфире Конкурс Чайковского. Вниманием слушателей пользовались передачи с Конкурса вокалистов имени Глинки. В обоих случаях "Орфей" вручает Приз слушательских симпатий, обладатель которого определяется по результатам голосования в интернете.

Как обстоят дела с новыми произведениями - они звучат в эфире?

Герасимова: Ежегодно весной молодые композиторы присылают нам свои партитуры. После отбора мы арендуем знаменитую 5-ю студию и с нашими оркестрами записываем эти новинки. Лучшие отправляем на конкурс Европейского вещательного союза - там есть "Трибуна молодых композиторов". Победивших будет слушать весь мир: каждая радиостанция, входящая в союз, обязана не менее трех раз за год дать новинку в эфир. И это очень серьезная поддержка молодых талантов.  

Классика