17.01.2012 07:05
Экономика

Эксперт: Новый закон о такси не избавил рынок от "бомбил"

Новый закон не избавил рынок от "бомбил"
Текст:  Денис Кузнецов Денис Передельский Виктория Снежина
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5680)
Читать на сайте RG.RU

Уже две недели в России действуют штрафные санкции за несоблюдение федерального закона, который регулирует деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Новые правила окончательно поставили нелегальных извозчиков (так называемых "бомбил") вне закона. Корреспонденты "РГ" выяснили, можно ли говорить о позитивных изменениях на рынке. 

Липецк

Первые такси с единой символикой и таксометрами в регионе появились сразу после Нового года. Фонарь на крыше, "шашечки" на кузове и счетчик для определения стоимости проезда стали непременными атрибутами каждого такси. Кроме того, все машины должны проходить не только технический осмотр, но и контроль - каждый раз перед выходом на линию. Обязательным стал и предрейсовый медосмотр водителей.

Разрешение на перевозку пассажиров выдает только областное управление инновационной, промышленной политики и транспорта. Срок его действия - пять лет. Этот документ должен находиться в салоне, и водитель обязан его предъявить по требованию пассажира, уполномоченного должностного лица или сотрудника ГИБДД. Если разрешения не окажется, водителя ждет штраф - пять тысяч рублей. На такую же сумму он будет наказан и за управление транспортным средством с незаконно установленными фонарем и цветографическими наклейками легкового такси или без них. Штрафовать будут и за отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа, а также невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности.

Одно из главных требований нового закона - это право собственности на автомобили таксопарка. То есть машина должна принадлежать компании-такси. Но таксомоторных парков, имеющих на балансе собственные машины, в Липецкой области единицы. Большинство диспетчерских служб привлекает водителей, имеющих собственный транспорт. Теперь либо таким придется приобретать автомобили, либо самим водителям, занимающимся частным извозом, - становиться индивидуальными предпринимателями с автопарком в машину.

Как рассказал "РГ" таксист Владимир Зотов, если до введения новых правил парк его фирмы располагал 60 машинами, то сейчас на линию выходит всего 20. Кстати, по данным областного управления инновационной, промышленной политики и транспорта, по состоянию на 10 января ими было рассмотрено лишь 377 заявлений от юридических лиц и предпринимателей, при этом четырем таксомоторным перевозчикам из-за несоответствия требованиям федерального законодательства документов либо транспортных средств направлен отказ. В то же время год назад извозом в Липецке, по разным оценкам, занимались до пяти тысяч человек.

Чтобы не остаться без куска хлеба, участники рынка идут на разные уловки. Кто-то эксплуатирует автомобили в круглосуточном режиме - по четыре водителя на одно такси. Некоторые просто уходят в тень, и пока "бомбил" на улицах Липецка меньше не стало. Один из таксистов, Александр, рассказал, что бросать приработок на частном извозе не собирается. Но и свой "форд" стоимостью более 800 тысяч рублей раскрашивать "в шашечки" не хочет, равно как и оформлять индивидуальное предпринимательство.

В Тверской области 90 процентов транспортного сообщества относится к нововведениям негативно

- В хороших представительских автомобилях заинтересованы и таксомоторные компании, и диспетчерские службы, - говорит он. - Так что без клиентов не останусь - мне по-прежнему поставляют заказы для бизнес-класса.

Изменилась и стоимость поездок. Правда, в Липецке еще встречаются службы такси, предлагающие поездки по старым тарифам - фиксированной цене. Те же, кто уже работает с таксометрами, берут 60 рублей за подачу машины, и по 11 - за каждый километр пути. Оплачивается и время простоя: по пять рублей за минуту. При этом стоимость поездки "по счетчику" зачастую обходится дороже. Например, в Ельце (втором по величине городе области) тот маршрут, который прежде стоил 80 рублей, теперь обходится в 110.

Орел

В Орловской области закон о перевозках пассажиров и багажа легковым такси впервые был принят незадолго до Нового года. А за неделю до праздника таксистам начали выдавать лицензии на работу. Кстати, их реестр публикуют в открытом доступе на официальном портале областного правительства. Пока выдано три десятка таких документов - для двух ООО и 18 индивидуальных предпринимателей из разных районов региона.

До 2013 года лицензии будут предоставлять бесплатно, сроком на пять лет. Впрочем, этот процесс лишь набирает обороты, и на многие недостатки в работе участников рынка ответственные лица еще закрывают глаза. По крайней мере, внешне в работе орловских такси ничего не изменилось. Как правило, они все так же перевозят пассажиров без таксометров, по "твердому тарифу", установленному самими таксистами. Причем цены немного выросли и варьируются от 70 до 150 рублей в зависимости от протяженности маршрута, времени суток и названия таксомоторной компании.

Тверь

Региональный закон "О регулировании отдельных отношений в сфере организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тверской области" обязал таксомоторные фирмы и предпринимателей-одиночек перекрасить все машины в белый цвет. Для этого им отведен ровно год. Цвет выбран не случайно: по статистике ГИБДД, светлые автомобили реже становятся участниками ДТП. На конец декабря прошлого года местными предпринимателями было подано более 200 заявок на получение разрешений, из них удовлетворено 53.

- 90 процентов членов транспортного сообщества региона относится к нововведениям негативно, - сообщил "РГ" исполнительный директор СРО "Тверской автотранспортный союз" Владимир Густов. - Примерно 20 тысяч транспортных средств, задействованных в этом бизнесе, работали в нем по совместительству, и лишь для 10 процентов перевозчиков - это основной вид деятельности. Теперь "совместители" должны регистрироваться в качестве предпринимателей, иными словами - бросать основную работу. Многие могут теперь уйти с рынка, но это не значит, что станет лучше. Уйдут добросовестные - те, кто согласен платить налоги с перевозок, но не хочет терять основную работу. Останутся же "бомбилы", которые и не собираются получать разрешения. Чтобы исправить ситуацию, необходимо внести изменения в законодательство: разрешения необходимо выдавать не на автомобиль, а на вид деятельности. Тогда юрлица смогут сдавать автомобили-такси в аренду гражданам, готовым работать таксистами.

Общественный транспорт Липецк Орел Тверь Центральная Россия