19.01.2012 00:23
Культура

Владимир Хотиненко: Актеры для меня как скрипки

Завтра Владимиру Хотиненко - 60 лет
Текст:  Татьяна Хорошилова (sh@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №2 (534)
Читать на сайте RG.RU

Режиссер Владимир Хотиненко много снимал в Беларуси. Его фильмы открывали Минский международный фестиваль "Лiстапад", удостаивались гран-при "Золотого витязя", спецприза Парламентского собрания Союзного государства. Его ученик Александр Котт снял замечательный фильм "Брестская крепость". Накануне юбилея Владимир Хотиненко выпустил свою первую в жизни книгу "Мастер-класс".

Владимир Иванович, вы один из ведущих педагогов отечественного кинематографа. У вас уже есть своя система преподавания?

Владимир Хотиненко: Она сложилась принудительно. Я случайно узнал историю выдающегося режиссера Барнета. Ему предложили преподавать во ВГИКе, он пришел, одно занятие провел, другое и пропал. Его разыскали: "У вас же занятия?" "А я уже все сказал". Вот и я подумал, что, пожалуй, больше двух занятий тоже не протяну. Но потом стало интересно. Профессия наша в том, как сформулировать чувства, которые переполняют тебя. Для этого я и учу студентов киноязыку.

Какие режиссеры вам нравятся?

Владимир Хотиненко: Мой любимый режиссер - Клинт Иствуд. Моя жена преподает историю зарубежного кино, и я студентам показываю фильмы столетней давности, чтобы хуже не снимали. У нас беда с драматургией. Она по сути развалилась.

Зато у нас лучшая в мире актерская школа, так?

Владимир Хотиненко: Это миф.

Русское кино теряет лицо?

Владимир Хотиненко: Я не знаю больших актеров, чем Евгений Миронов и Инна Чурикова. Но была почва, на которой они могли вырасти. Нужно больше конкурентности.

В фильме "Мусульманин" вам советовали не убивать главного героя, которого блестяще сыграл Женя Миронов?

Владимир Хотиненко: Счастливый конец был бы ложью. Смерть - это другая дорога. Герой Жени Миронова у меня закончил свой путь.

Как вы работаете с актерами?

Владимир Хотиненко: Я не помню случая, чтобы я на кого-то накричал. Я люблю актеров с большим диапазоном. Они для меня скрипки. Мастеров скрипичных много, но больших три - Амати, Гварнери, Страдивари. И вот я пытаюсь понять, какая это скрипка. Или Моссельпром.

Я не помню случая, чтобы я накричал на актера.  Они для меня скрипки. Но я люблю актеров с широким творческим диапозоном

Можно ли было фильм "Поп" снять в застойные времена?

Владимир Хотиненко: Это история священника, который в оккупированной зоне выполнял свой долг. Тогда многие считали таких священников предателями. Но на самом деле это история Сциллы и Харибды, потому что к концу войны немцы стали требовать от них молебны во славу германской армии. Они с чего вдруг поверили в силу нашей православной молитвы? Большинство священников отказывались, их арестовывали, церкви закрывали. И когда пришла Красная армия, тех, кого немцы недоарестовали, доарестовали они.

Что вас всякий раз толкает взяться за фильм?

Владимир Хотиненко: Тема. Она меня беспокоит либо не беспокоит. Слава богу, меня заваливают предложениями. Вообще меня интересует Россия. Больше ничего, на самом деле.

Наше кино