После новогодних каникул автомобилисты, занявшиеся техосмотром, были неприятно удивлены: операторы ТО в регионах Северо-Запада приступили к осмотру автомобилей по новым правилам и новым ценам.
Положение частных операторов техосмотра претерпело существенные изменения. На рынок вышли новые игроки.Если раньше они работали по договорам с ГИБДД, с начала текущего года коммерческие структуры, желающие оказывать услуги проведения технического обследования транспортных средств, должны попасть в реестр операторов ТО Российского союза автостраховщиков. Сейчас для организаций, которые ранее сотрудничали с ГИБДД, порядок занесения в реестр носит уведомительный характер. Однако до конца переходного периода все операторы ТО должны будут подтвердить свой статус, получив аккредитацию РСА.
Кроме того, закон предусматривает появление на рынке ТО новых игроков: операторов технического осмотра, имеющих партнерские отношения со страховыми компаниями, в частности автодилеров и дочерних фирм крупных страховщиков. С 1 января текущего года Российский союз автостраховщиков уже аккредитовал 13 новых операторов ТО. На рассмотрении находятся еще 40 заявлений от потенциальных автоконтролеров.
Всего же с начала года, по последней информации Российского союза автостраховщиков, в реестр операторов технического осмотра РСА было внесено почти две тысячи организаций, насчитывающих 2,5 тысячи пунктов ТО. Правда, пока в почетный список попали далеко не все операторы-партнеры ГИБДД, которые изъявили желание продолжать работу на рынке технического осмотра. А десятки пунктов, которые уже числятся в реестре, простаивают без дела из-за дефицита бланков талонов ТО. К примеру, в Псковской области из 25 операторов технического осмотра принимать автовладельцев могут не больше 10-12 компаний. Временную заминку в РСА объясняют обилием "бумажной" работы, которая свалилась на союз в связи с законодательными нововведениями. И обещают, что к концу января все операторы ТО, подавшие заявки на внесение в реестр до конца прошлого года, будут функционировать в штатном режиме.
Максимальные цены на прохождение техосмотра в частных пунктах диагностики, согласно новому закону, должны определить региональные власти. На момент подготовки материала в печать в Северо-Западном федеральном округе тарифы утвердили все регионы, кроме Вологодской области. Самая высокая планка - 920 рублей - зафиксирована в Ленинградской области. Она заняла третье место по стране после Московской области (1040 рублей) и Приморского края (996 рублей). При этом в текущем году ленинградские автомобилисты будут платить за техосмотр на 34 процента меньше, чем в 2011-м, рассказали "Российской газете" в администрации Ленинградской области. Еще месяц назад техническая диагностика автомобиля в частном пункте осмотра стоила в регионе, с учетом всех налогов и пошлин, порядка 1300 рублей. Четвертое место по России и второе по СЗФО в рейтинге регионов с самым дорогим техосмотром занял Санкт-Петербург, где диагностика легкового автомобиля обойдется владельцу в 881 рубль.
Меньше всего за проведение ТО будут платить жители Псковской области (не дороже 360 рублей) и Новгородской области (максимальная планка - 362 рубля). С одной стороны, новгородские и псковские операторы технического осмотра уже выражают недовольство низкими тарифами, из-за которых пункты ТО в малонаселенных пунктах рискуют работать в ущерб рентабельности. С другой стороны, со вступлением в силу нового закона автомобилисты получили право проходить техосмотр в любом сервисе, независимо от места регистрации машины. Поэтому не исключено, что пункты ТО, расположенные в приграничных районах Псковщины и Новгородчины, смогут оттянуть на себя часть клиентов ленинградских и петербургских операторов технического осмотра.
- В привлечении автовладельцев из соседних регионов заинтересованы все псковские операторы ТО, - комментирует "Российской газете" ситуацию президент Партнерства транспортного сервиса Псковской области Сергей Егоров. - С учетом утвержденных в нашем регионе тарифов станции технического осмотра, которые желают работать в пределах нормальной рентабельности, должны провести не меньше четырех тысяч ТО в год. В таких малонаселенных приграничных муниципальных образованиях, как Струги Красные, Пыталово, Дедовичи, подобных показателей будет достичь крайне сложно без учета интереса со стороны петербургских и ленинградских автомобилистов.
Впрочем, в региональных комитетах по тарифам и ценам не исключают, что в конце первого-второго квартала предельный размер платы за проведение техосмотра в ряде субъектов СЗФО будет пересмотрен с учетом экономических показателей работы операторов ТО. Поэтому псковским и новгородским владельцам транспортных средств, желающим обследовать авто по минимальному тарифу, не следует затягивать с техосмотром.
Справка "РГ"
1 января в нашей стране вступил в силу закон "О техническом осмотре транспортных средств", принятый в июне прошлого года. Согласно этому документу, к концу 2013 года полномочия проведения ТО перейдут от ГИБДД к частным операторам технического осмотра, курировать деятельность которых будет Российский союз автостраховщиков (РСА). Связь операторов ТО со страховыми агентами отнюдь не случайна: с начала года наличие талона техосмотра стало обязательным условием оформления полиса ОСАГО.
До 2014 года будет действовать переходный период нового закона. В течение этого времени у автовладельцев сохранится выбор, где получать талон ТО: на пунктах гостехосмотра при региональных управлениях ГИБДД или у частников. Государственные пункты технического осмотра будут работать в 22 регионах страны, в том числе в трех субъектах СЗФО: Санкт-Петербурге, Ненецком автономном округе и Вологодской области. На пунктах гостехосмотра автовладельцы смогут пройти ТО "по старинке", заплатив только пошлину в размере 300 рублей.