25.01.2012 00:06
Культура

Ученые: Создатели старинных скрипок уступают современным мастерам

Создатели старинных скрипок уступают современным мастерам
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Федеральный выпуск: №14 (5687)
Читать на сайте RG.RU

В Париже провели уникальный эксперимент, где сравнили скрипки старинных и современных мастеров.

Вряд ли кто-то не слышал имена знаменитых итальянских мастеров Страдивари, Амати, Гварнери. Сегодня их скрипки стоят миллионы долларов, на них стремятся играть все выдающиеся музыканты. Причем у каждой скрипки свой особый "голос". И конечно, ученые уже давно пытаются разгадать секрет этого изумительного звука. Рассуждают об особенностях формы скрипок, об уникальной древесине, о пропитке против жуков-древоточцев, о невероятной рецептуре лака, которому посвящены сотни статей.

Казалось бы, все уже изучено вдоль и поперек, проведено множество экспериментов, но окончательный вывод так и не сделан. Кстати, еще при жизни Антонио Страдивари говорили, что он продал душу дьяволу, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, - это обломки Ноева ковчега.

Но пока тайна старинных скрипок так и осталась нераскрытой. И вот группа ученых Франции и США решила замахнуться на святое: а вообще есть ли тайна? Так ли уж на самом деле уникален звук старинных скрипок? Или же все дело во внушении, в самообмане? Может, это всего-навсего этакое музыкальное плацебо?

Для эксперимента, который проходил в Париже, было отобрано шесть скрипок: три старых итальянских мастеров (две Страдивари, одна Гварнери) и три современных. Чтобы "не выдать" запаха старых инструментов, исследователи даже опрыскали подбородники скрипок духами.

Шесть виртуозов международного конкурса согласились помочь ученым. Эксперимент проводился слепым методом. В затемненном помещении на музыкантов надели непроницаемые черные очки и предложили в течение минуты поиграть по очереди на шести разных скрипках и оценить качество их звука. Результат поразил экспертов: музыканты отдали предпочтение современным инструментам. Более того, они дружно "забраковали" одну из скрипок Страдивари стоимостью в сотни тысяч долларов.

Затем состоялся второй этап, когда музыканты смогли более детально ознакомиться со всеми шестью инструментами. В течение 20 минут они могли играть на любом из них, произвольно их менять, снова возвращаться к предыдущему. На вопрос, какую из скрипок они охотнее всего забрали бы с собой, однозначного ответа ученые не получили. Разброс мнений оказался широким, и очевидных лидеров не оказалось. Одни и те же скрипки у кого-то занимали первое место, а кого-то - последнее место. Правда, одна современная скрипка все же вырвалась вперед, а уже упомянутая скрипка Страдивари снова попала в аутсайдеры. Вывод? Современные скрипки как минимум не хуже знаменитых старинных. А как максимум даже в чем-то их превосходят.

комментарий

Максим Федотов, Народный артист РФ

Скажу сразу, что вполне доверяю результатам этого эксперимента. Но в нем есть немало нюансов, которые следует понимать. Напомню, что скрипки по своей музыкальной сути рождены именно в эпоху великих мастеров Амати, Страдивари и Гварнери. Именно тогда был сформирован эталон звучания. Но почти все они по самым разным причинам дошли до нас в искаженном виде, и только единичные экземпляры сохранились в первозданном. Только эти надо брать за эталон. А в экспериментах нередко совершают ошибку, считая, что проверяется именно "тот самый Гварнери". Да, он тоже хорош, но уже не "тот самый", у него иное звучание.

Кроме того, важно, кто участвует в эксперименте. Ведь каждый солист очень специфичен, он играет по-своему, у него свое звучание. Одному музыканту больше подходит Страдивари, другому - Гварнери, третьему - современная скрипка. У музыканта есть особенности, которые должны самым оптимальным образом слиться с инструментом. Поэтому и его выбор лучшего инструмента очень субъективен.

Сегодня в мире работает целая плеяда замечательных скрипичных мастеров, их инструменты звучат не хуже, а даже лучше эталонов. Могу об этом говорить, так как играл на многих лучших скрипках мира, в частности, на знаменитой "Пушке" Никколо Паганини, которая хранится в Генуе. Даже она ничем не отличается от лучших современных инструментов, созданных в том числе и нашими мастерами, такими как Андрей Зубенко или Владимир Якименко.

Почему же лучшие Страдивари или Гварнери стоят миллионы долларов, а лучшие "современники" не больше 80 тысяч долларов. Старинные скрипки - это антиквариат, ведь Страдивари сохранилось около 650, а Гварнери - 140. Причем эталонов на порядки меньше. Отсюда и такая высокая цена на них. На нее работает и сама история этих скрипок, легенды, сложившиеся вокруг них, и, конечно, имена тех, кто на них играл. У современных инструментов нет такого шлейфа.

Возвращаясь к эксперименту в Париже, могу вспомнить примерно такой же, который проведен в этом же городе почти 100 лет назад. Тогда в зале собрали цвет технической, художественной, научной интеллигенции и предложили послушать разные звуки, которые раздавались из-за ширмы: щелчки, удары, стуки, шумы и т.д. Один из звуков издавала знаменитая последняя скрипка Страдивари "Лебединая песня", принадлежавшая великому скрипачу Жаку Тибо. Кстати, он тоже находился в зале. И ни один из экспертов, в том числе и сам Тибо, не узнал звук скрипки. Они даже не сказали, что звучал музыкальный инструмент.

Справка "РГ"

Многие ученые проводили сотни исследований скрипок, но разгадать секрет скрипок Страдивари пока не удалось. Одно время считали, что секрет - в форме инструмента, затем - в материалах, из которых он сделан. Потом пришла очередь лаков, которые позволяет декам резонировать и "дышать", придавая тембру "объемный" звук. Кстати, точный состав тех лаков не установлен и по сей день.

В 2001 году американец Джозеф Нигиваре объявил, что разгадал секрет Страдивари. Он связан с жуком-древоточцем. Чтобы защитить от него деревянные заготовки, мастер применял буру. Она как бы спаивала молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, жука в Италии победили, и бура больше не требовалась. По словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.

В конце 2011 года появилось сообщение, что ученые США с помощью компьютерной томографии создали точную копию одной из скрипок Страдивари. Сначала была разработана трехмерная компьютерная модель, а затем скрипичные мастера ее воспроизвели в дереве. Также эксперты заявили, что лак не влияет на звуки скрипки. Все зависит от структуры, качества, породы дерева, его толщины, формы деки. А влияние лака - вторично.

Классика