Автомобильные концерны уже научили автомобили самостоятельно парковаться, заправляться и даже перевозить пассажиров без участия водителя. Управление берут на себя электронные системы. Впрочем, на этом инженеры не останавливаются. Разрабатываются концепции smart mobility city - умного мобильного города. Машины будут передвигаться по дорогам, контактируя с вмонтированными в нее датчиками. Первый "автобеспилотник" уже тестируется в производственном комплексе компании "Тойота", который расположен вблизи японского города Нагоя.
Пока рассуждать о перспективах внедрения подобных комплексных инноваций в российскую практику несколько преждевременно. Однако определенный прогресс в этом направлении наблюдается. Так, в частности, в последнее время широко внедряются интеллектуальные системы управления автомобильным движением. Формируется новый рынок высокотехнологичных систем мониторинга транспорта, или флип-менеджмента. По экспертным оценкам, общий объем мирового рынка мониторинга до 2020 года составит около 1 трлн долларов, и на лидерство в этом сегменте всерьез претендуют и российские компании. Применение технологий спутникового мониторинга позволяет повысить качество услуг, которые имеют значительную транспортную составляющую. Системы позволяют управлять движением общественного транспорта, процессом уборки улиц, выявлять нарушения. При этом оборудование быстро окупается за счет снижения транспортных издержек (исключается нецелевое использование транспорта, экономится топливо).
Один из крупных проектов в области применения интеллектуальных систем в дорожном хозяйстве - создание системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев транспортных средств, максимальная разрешенная масса которых более 12 тонн. Основанная на использовании спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, система минимизирует стоимость построения и эксплуатации системы. Проект реализуется "Сбербанком России" и федеральным сетевым оператором "НИС ГЛОНАСС".
Широкое распространение во многих странах получили автоматизированные системы взимания дорожных сборов при прохождении автомобиля по платному участку дороги. Эти системы основываются как на наземных, так и на спутниковых системах. Аналогичным оборудованием планируется оснастить и российские участки платных дорог