В знаменитом лесном храмовом комплексе Ганина Яма под Екатеринбургом, где в свое время были уничтожены тела убитой царской семьи, в ночь с 4 на 5 февраля произошел пожар. Загорелся игуменский дом действующего здесь мужского монастыря. Из людей никто не пострадал, но двухэтажное рубленное из дерева здание восстановлению не подлежит.
Пожар обнаружили охранники храмового комплекса: около 23 часов по московскому времени они заметили, что из строения идет дым. В игуменском доме располагаются помещения хозяйственных служб монастыря и комнаты, где живут монахи и паломники. Постоянно здесь проживали два служителя монастыря. В ночь ЧП их в здании не было. Именно это, как рассказали охранники, не позволили им самостоятельно справиться с возгоранием: пожар заметили поздно, ключей от здания не нашлось. Через разбитые окна охранники пытались закидывать внутрь здания снег, но это не помогло. Вызванные пожарные тоже не смогли быстро взять ситуацию под контроль. Несмотря на то, что из Среднеуральска и Екатеринбурга оперативно прибыли восемь машин и сорок человек личного состава, у пожарных начались проблемы с водой.
На территории храмового комплекса, неподалеку от дома игумена, есть рукотворный водоем. Однако по краям он промерз полностью, вода была доступна только в центе озерца. Чтобы доставлять ее к горящему зданию, пришлось развернуть гидроэлеватор, но воды было слишком мало, чтобы эффективно использовать всю имеющуюся технику. За водой пришлось ездить к ближайшему пожарному гидранту, который находится в пяти километрах от урочища в городе Среднеуральске. К этому моменту действовать внутри здания пожарные не могли - горела кровля. Поэтому, окружив здание и освещая его автомобильным прожектором и ручными фонарями, пожарные направляли на него струи воды с земли и вышки. К часу ночи огонь удалось локализовать, а к двум часам (мск) - ликвидировать.
От огня серьезно пострадали внутренние конструкции деревянного дома: выгорели и обрушилось перекрытие между первым и вторым этажами, потолок на втором этаже, часть кровли.
- За последние три с половиной года мы тушим в храмовом комплексе третий пожар, - рассказал корреспонденту "РГ" руководивший действиями пожарных начальник службы пожаротушения ГУ МЧС РФ по Свердловской области Михаил Ковавленко. - И если вспомнить предыдущий - полтора года назад тут полностью сгорел только что отстроенный и готовившийся к сдаче храм, то приходишь к выводу, что с точки зрения пожарной безопасности ситуация здесь становится хуже. Если полтора года назад у храмового комплекса была своя пожарная машина, то сегодня мы ее не увидели. Во время предыдущего пожара настоятели давали своим работникам команду, чтобы они нам помогали, сегодня никто из руководства комплекса на объекте даже не появился.
По словам Коваленко, возгорание скорее всего произошло либо от включенных электротенов, либо от короткого замыкания. Но абсолютно точно не от дровяной печи, которыми снабжены все помещения храмового комплекса - как сообщили пожарным охранники, последний раз печи топили за три дня до ЧП.
Пожары в храмовом комплексе на Ганиной Яме, действительно, случаются регулярно. В ноябре 2007 года горел купол и стены храма во имя св. Иова Многострадального. 30 апреля 2008 года - церковная лавка. Самый крупный и опустошительный пожар (именно о нем упоминает Коваленко) произошел 14 сентября 2010 года. Тогда сгорел главный и самый большой храм комплекса - во имя иконы Божией Матери "Державная". От храма остался фактически только фундамент. Специалисты пришли к выводу, что возгорание произошло из-за поломки водонагревательного котла, отапливавшего храм.
Храмовый комплекс в урочище Ганина Яма был построен в память о расстрелянной в ночь с 16 на 17 июля 1918 года семье последнего российского императора Николая II. Останки убитых были вывезены в урочище по Старокоптяковской дороге на заброшенный рудник.
В 2000-м на этом месте основали мужской монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев. За несколько лет на Ганиной Яме возвели семь деревянных храмов - по количеству расстрелянных членов царской семьи. В ноябре 2011 года на территории комплекса был установлен единственный в России памятник детям последнего российского императора Николая II.