Организованные экскурсии на заводы и фабрики - динамично развивающийся вид городского туризма. В отличие от традиционных туров, этот рынок спокойный и безопасный: здесь нет ни демпинга, ни отмененных чартеров, ни проблем с возвращением домой туристов.
Из промышленных туров по производствам Москвы и ближнего Подмосковья корреспондент "РГ" выбрал самые вкусные - где наливают и угощают.
По усам текло
Рабочий день, 13.00, остановка в районе станции метро "Медведково". Сижу в автобусе, принадлежащем одной из московских пивоваренных компаний, неспешно беседую с водителем о странностях русской души. Накануне на сайте пивоваров я забронировал место на экскурсию. В назначенное время автобус уже ждал экскурсантов. Но пришел лишь я один.
- Записалось только 8 человек! - не скрывает эмоций водитель автобуса. - Что, уже и халява народу не нужна?!
На халяву обещана не только экскурсия по заводу, но и автобус (ехать 30 минут в один из "примкадных" городов). Наконец, и изюминка тура: дегустация разных сортов пива - бесплатная.
- Ну что, поехали? - запуская двигатель, деловито интересуется водитель.
От пивного тура в гордом одиночестве великодушно отказываюсь. Решаю перенести экскурсию на выходные.
В субботу на том же месте к прибытию "пивного автобуса" уже собрались желающие. Набралось два десятка экскурсантов: 15 ребят и 5 девушек, преобладает молодежь, но есть и чета пенсионеров. На заводе заполняем лаконичную анкету: фамилия, паспортные данные, мобильный телефон и e-mail. Паспорта не проверяют. Каждому выдают радиоприемник с наушниками. Объясняют: это чтобы слышать экскурсовода в шумных цехах.
Никаких утомительных лекций-инструкций по технике безопасности. Просто попросили не слишком отставать от гида и выполнять все просьбы сопровождающих. И что удивительно: абсолютно никаких ограничений на фотосъемку.
Небольшой брифинг в "выставочном зале", где выложена вся продукция. Кроме нескольких десятков разных сортов пива - энергетики и соки. В соседнем цехе выставлены емкости с солодом и хмелем. Солод разрешается тут же пробовать, хмель жевать крайне не рекомендовано: очень горький.
Сама экскурсия по заводу позволяет понять технологию производства от варки до разлива. Апогей тура, конечно, дегустация. В заводской столовой есть небольшой бар, вам предлагают четыре сорта пива, для трезвенников и язвенников - соки.
Каких-то четко установленных норм и ограничений по дегустации нет, общительный бармен наполняет твой бокал столько раз, сколько попросишь. Закусок к пиву не предлагают, но желающие могут пообедать тут же, в столовой, с рабочими. Цены демократичные: котлета 60 руб., гарнир из макарон 20 руб.
Разговорился с девушкой-экскурсоводом. Выяснил, что этот завод единственный в регионе, где экскурсии бесплатные. Пивовары понимают, что рискуют: специфический контингент может воспринять туры в качестве похода в бесплатную пивную. Пока судьба бережет завод от наплыва "дядей аликов". Рекламу об экскурсиях размещают только в Интернете, с которым алконавты пока еще не дружат.
А вот когда прознают - беда.
Под огурчик
Производители водки на подобную щедрость не отважились.
Руководитель выставочного зала (он же музей истории русской водки) при старейшем московском водочном заводе на мой вопрос об экскурсиях выложил подробный прайс-лист.
Знакомиться с секретами разлива водки можно с 10.00 до 18.30, но если потребуется, то в музее можно и задержаться. Водка - продукт, не терпящий суеты.
Условно говоря, туры делятся на несколько видов. Для непьющих 30-минутная экскурсия по музею обойдется в 250 рублей, но это если в группе больше 5 человек. Если меньше, то - 500 руб.
Экскурсия с дегустацией дольше и дороже: за 1-1,5 часа - 500 и 800 руб. соответственно.
Но если вы основательный человек, то заказывать надо 4-часовую экскурсию. С приемом на грудь это обойдется в 1500 руб. И при условии, что вас будет не меньше пятерых, не считая гида-переводчика.
Зачем в таком музее переводчик - загадка, ведь даже если вы иностранец, то к окончанию дегустации в теплой компании все равно какой-нибудь язык взаимопонимания с окружающим миром найдете. Проверено.
Напомню: пока речь идет только о посещении музея. Экскурсия по заводским цехам дороже, от 1500 до 2000 руб. (30 мин и 1 час соответственно).
В отличие от пивоваров, производители водки устанавливают и предельные нормы потребления своей продукции. В противном случае посетителям трудно будет сохранить в памяти познавательную часть тура. Все-таки это поход за знаниями, а не банальная пьянка.
Количество предлагаемого спиртного (для закрепления полученных сведений) зависит от пакета и выбранного меню: дегустация от 5 до 15 видов водки на человека. И еще одно отличие от пивоваров: здесь закрепляют "винно-водочные знания" под закуску.
Для примера:
Меню N 1 (500 руб.) - 5 видов спиртного, в общей сложности 125 граммов на душу. Закуска: селедочка, колбаса, сыр, маринованные огурчики, минеральная вода без газа, хлеб.
Меню N 5 (1500 руб.) - 350 граммов спиртного 16 видов. Закуска: сельдь, колбаса, мясо в/к и с/к, сыр, маслины, оливки, огурцы, помидоры "Черри", маринованные шампиньоны, томатный и апельсиновый сок, минералка, фрукты, зелень, перец, хлеб и печенье.
Такое количество водки в сочетании с приличной закуской теоретически позволяет покинуть производство на своих ногах.
Все в шоколаде
Многие промэкскурсии ориентированы на детей. Музей истории шоколада и какао расположен на территории действующего кондитерского производства. Попасть сюда можно как в частном порядке, так и с группой. Частники формируются администратором музея по предварительной записи по будням, группы принимают с понедельника по субботу. Полный билет - 600 руб., для льготных посетителей (ветеранов войны и труда, чернобыльцев, инвалидов 1 и 2 групп, детей погибших военных, сотрудников МВД и МЧС) - 300 руб. Минимальный возраст - от 7 лет.
- На экскурсию мы записывались за два месяца, оно того стоило, море восторга, - делится впечатлениями одна из мам счастливых малышей. - Начали с посещения трюма корабля конкистадоров, везущего какао в Европу, осмотрели современные технологические линии шоколадного производства. Дети наелись шоколада, конфет разных сортов и марципановой массы в глазури. На прощание сфотографировались с огромным шоколадным медведем и получили в подарок коробку конфет "Мишка" в фирменном пакете.
Кстати, детей пускают и на пивные производства. У каждой возрастной группы там своя программа, взрослые дегустируют пиво, дети - квас и лимонад. Такие экскурсии можно назвать условно-коммерческими: стоимость билета 150-200 руб.
Типичные отзывы: "Были на заводе с мужем и тремя детьми, записывалась за 2 дня до поездки. Нам все обстоятельно рассказали, провели по цехам. Детям дали попробовать солод и сусло, в конце экскурсии - квас и лимонад нескольких сортов. Взрослым предлагали квас, мохито, пиво. Подарили магниты и по бутылке кваса 0,4 литра".
"Варка - зрелищно, завораживающе. Всех особенно поразили роботы, которые фасуют конфеты. Ездили с классом, дети назвали ее самой лучшей экскурсией в жизни".
Попасть на промышленную экскурсию можно тремя способами.
1. Просто зайти на сайт интересующего вас предприятия и посмотреть, есть ли у них раздел "экскурсии". Если есть, то просто зарегистрироваться и забронировать место. Как правило, нужно только выбрать день и время, указать мобильный телефон и e-mail. Уважающие себя фирмы обязательно присылают подтверждение о бронировании мест.
Кстати, даже если вы не нашли на сайте раздел "экскурсии", это еще не значит, что таковых нет. Компании "с именем" охотно идут на сотрудничество. Пишу письмо на "Кока-Колу": хочу посмотреть производство, это возможно? Оперативно получаю ответ: имя и телефон сотрудника завода, который организует для вас экскурсию. Обещают - бесплатно.
2. Некоторые компании принимают только группы. Или как вариант требуют доплату при количестве участников ниже установленной минимальной численности группы. Например, цена билета в упомянутый шоколадный музей-фабрику стоит 600 руб., но если в организованной группе менее 10 человек, то взимается стоимость с группы: 6000 руб. Заказанная экскурсия должна быть оплачена не позднее чем за 10 календарных дней до даты проведения, иначе заявка аннулируется. Отсюда логично вытекает идея: скооперироваться с друзьями, однокурсниками или сослуживцами.
3. Ну и наконец большинство промэкскурсий можно приобрести в туристических фирмах.
К пивоварам - от "бесплатно" до 150-200 руб.
К кондитерам - 350-600 руб.
К производителям мороженого - от 250 руб.
К пекарям - 450 руб.
Туры на заводы в дальнем Подмосковье во многом определяются расходами на аренду автобуса и доходят до 1000-1200 руб.