Примерно полгода назад в Санкт-Петербурге приняли программу улучшения инвестиционного климата на период с 2011 по 2015 год, по которой Петербург планируют вывести в российские лидеры по привлечению вложений. А сделать для этого предстоит немало - инвесторы считают Петербург и страну в целом привлекательными, однако бизнес отпугивает множество препятствий.
Единовременные инвестиции
Картина складывается двоякая. С одной стороны, власти рапортуют о росте на 17 процентов иностранных инвестиций в экономику города в 2011 году - их объем составил 6 миллиардов 120 миллионов долларов. По данным Петростата, размер прямых иностранных инвестиций составил 1 миллиард 74 миллиона долларов, что в два раза превысило показатели 2010 года. Отмечают рост инвестиций в автокластер и особенно в недвижимость - за прошедший год Петербург увеличил их объемы почти в 10 раз и занял 34-е место в списке наиболее привлекательных для вложений городов мира. С другой стороны, эксперты связывают такой рост лишь с появлением крупнейшего торгового комплекса "Галерея", сделка по которому на сумму более одного миллиарда долларов была завершена в конце 2011 года, и считают этот скачок единовременным. Более того, инвесторы в другой крупнейший торговый проект в центре города - "Стокманн" - грозят Петербургу отозвать свои инвестиции, если им не будет создано нормальных условий для работы. ООО "Стокманн СПб Центр" ведет долгое судебное разбирательство с собственниками соседнего отеля, требующими свернуть реализацию проекта. За три года в суд на "Стокманн" подали восемь исков, причем каждый раз суд принимал сторону инвестора, считая претензии безосновательными. Однако в конце 2011 года суд неожиданно удовлетворил очередной иск, что послужило поводом для руководства проекта усомниться в стремлении Петербурга к созданию здорового инвестиционного климата и высказать намерения об отказе от инвестиций.
Помогут, чем могут
Планируется, что после реализации целого ряда мероприятий в рамках программы улучшения инвестклимата до 2015 года Санкт-Петербург сможет выйти на второе место среди российских регионов по объему привлечения прямых иностранных инвестиций, а также занять третье место по уровню инвестиций в основной капитал России. Авторы проекта предусмотрели множество шагов по привлечению инвестиций и исправлению некоторых негативных явлений в этой сфере.
Инвесторов отпугивает множество административных барьеров, недостаточно развитые механизмы поддержки со стороны государства, проблемы с подготовкой инфраструктуры под проекты и многое другое. Власти, в свою очередь, обещают заняться развитием рынка труда под инвестпроекты, инфраструктурой, усовершенствовать законодательство и развить механизмы государственно-частного партнерства, активно выявлять и поддерживать перспективные проекты и создавать систему взаимодействия с инвесторами. Однако главная причина отказа инвесторов от реализации проектов- коррупция, и с ней сложнее всего справиться.
Стоит напомнить, что начало работы нового руководства города ознаменовалось отказом от нескольких крупнейших строительных инвестпроектов в целях экономии. В список "опальных" попали Новоадмиралтейский мост, призванный стать дублером реконструируемого Дворцового, переправа через остров Серный и Орловский тоннель под Невой. На фоне всего этого губернатор предложил ввести общественный контроль для девелоперских проектов, осуществляемых в историческом центре города. Общественники радуются возможности сохранения "выживших" исторических зданий, а бизнес считает это дополнительной мерой контроля и давления, подозревая власти в желании распределить "лакомые" участки в центре между нужными им компаниями. Все эти перипетии неблагоприятно отражаются на инвестиционном климате.
Труднодоступный хаб
Есть проблемы и при реконструкции аэропорта Пулково. Генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы" Сергей Эмдин рассказал "РГ", что проблемы при осуществлении глобального инвестиционного проекта по развитию аэропорта Пулково лежат как в региональной, так и в федеральной сфере.
- Особенно болезненная тема - тарифная политика. Тарифы для проекта, рассчитанного на десятки лет, мы устанавливаем на один год, а нам нужно на несколько. Для инвестпроекта такого масштаба требуется предсказуемость во взаимоотношениях с финансовыми институтами. О каких переговорах может идти речь, когда мы даже не можем обрисовать заказчику картину наших доходов, так как не знаем, сколько будут забирать тарифы, это замкнутый круг. Не говоря уже о мелких проблемах, например с подключением к коммуникациям.
На примере зоны Пулково наглядно проявляется и еще одна важная проблема - инфраструктурная. Близость будущего хаба делает эту территорию привлекательной для инвесторов, однако транспортная ситуация их беспокоит больше всего. По разным оценкам, Пулковское шоссе в среднем пропускает более 50 тысяч машин в сутки в одну сторону, а развязки с КАД и ЗСД увеличивают поток выезжающих сюда машин. Близость таких ключевых объектов, как Пулково-3, сам аэропорт и строящийся выставочный мегакомплекс "Экспофорум", к которому ежедневно будут устремляться около 2,5 тысячи человек, только усугубит транспортную ситуацию. Если сюда добавить пассажиропоток в будущие пригородные коттеджи, которые строятся в Пушкине примерно для 80 тысяч человек, то вопрос встает ребром. Инфраструктурой следует заняться немедленно, пока многие проекты здесь еще на стадии реализации.
Игре нужны правила
Бизнесмены, работающие над еще одним уникальным инвестпроектом - "Набережной Европы" (включающей жилую застройку, дворец танца Эйфмана, первую пешеходную набережную в городе и многое другое), утверждают, что вкладывать в строительство и развитие территорий в Петербурге всегда было сложно, и это скорее проблема общероссийского масштаба.
- В России никогда не получалось легко осуществлять девелоперскую деятельность, - рассказал вице-президент и управляющий директор банка "ВТБ", одного из инвесторов проекта "Набережная Европы", Александр Ольховский. - Проблемы разные, от отсутствия четкой и ясной стратегии и законодательных актов до проблем с мелкими согласованиями, например о получении в аренду примыкающих земельных участков. Девелопер все время находится в состоянии неопределенности: его волнуют взаимоотношения с властями, невозможность спрогнозировать спрос на свой продукт и так далее. Петербургским девелоперам приходится работать в более сложных условиях, нежели иностранным. Причем это касается всех этапов возведения здания или обустройства пространства.
Ольховский привел простой пример. В Финляндии земельный участок, который передается под строительство чего-либо, имеет зафиксированное функциональное назначение, что помогает быстро и четко его оценить. Дальше инвестор не обязан выкупать эти земли, он может заплатить небольшую сумму, чтобы зарезервировать права на их реализацию. Плата за инженерные коммуникации низкая, проектирование проходит просто и понятно в плане норм, регламентов и согласований. Себестоимость строительства здесь определена четко, в то время как в российских реалиях она неоднократно меняется из-за инфляционных процессов.
По мнению бизнесмена, прежде всего инвесторам нужны четкие правила игры, вместо нынешней непредсказуемости и неопределенности. Законодательство только следствие стратегии, так что именно она является первоочередной задачей.
- И я говорю сейчас не о стратегии-2020, 8-10 лет для мегаполиса типа Петербурга мало что изменят, - подчеркнул Ольховский. - Это тактический ход, эта стратегия должна лишь стать частью более долгосрочного плана развития городских территорий.
В целом инвесторы опасаются, как бы программы по улучшению инвестклимата не оказались очередными "бумажными" проектами. Бизнесмены считают, что роль власти - не заставлять бизнес консультироваться с общественностью, не вынуждать принимать определенные решения, а создать четкие и понятные правила игры и условия для вложения средств.