Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается вплотную заняться авторынком. В течение двух-трех месяцев служба будет изучать на нем ситуацию и сделает вывод, надо ли применять к производителям и дилерам наказания за нарушение антимонопольного законодательства.
Об этом рассказал "РГ" начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников.
Вердикт, дал понять он, будет зависеть от поведения участников рынка. "Если мы отметим, что производители автомобилей и дилеры делают навстречу определенные шаги, реформируя рынок сервиса и продаж в более открытую сторону, то мы, вполне возможно, откажемся от тех изменений в отраслевых правилах, которые были озвучены накануне", - пояснил Овчинников.
Напомним, недавно ФАС предложила разделить продажи и обслуживание автомобилей, обеспечить доступ независимых сервисов к приобретению оригинальных запчастей, а также техрегламентам, которые позволяют осуществлять гарантийное обслуживание автомобилей.
Впрочем, пока до взаимопонимания, судя по всему, далеко. По крайней мере на "круглом столе" "Ключевые вопросы антимонопольного регулирования в автомобильном бизнесе" между чиновниками из ФАС и представителями ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) разгорелась жесткая полемика. "Никаких прозрачных требований к отбору дилеров нет, ясных процедур тоже нет - все это создает отсутствие прозрачности и нездоровую деловую среду в этом секторе", - утверждает начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. Есть вопросы и к самим дилерам. "Дилеры считают свой бизнес клиентоориентированным, однако, приходя в любой авторизованный сервис и изучив цены на запчасти и обслуживание, начинаешь в этом сомневаться", - говорит он.
Но у дилеров свои резоны. Производители выдвигают к ним требования по соблюдению стандартов, которые касаются используемых площадей, оборудования, персонала. И чтобы выдержать их, приходится держать цены на определенной планке, поясняет президент РОАД Андрей Петренко. В то же время в развитие дилерской сети за последние 10 лет было вложено около 15 миллиардов долларов, создано около 350 тысяч рабочих мест, ежегодно в бюджет эти предприятия перечисляют почти 1,5 миллиарда долларов.
Но ФАС не понимает, почему дилерские центры переживают по поводу предложений службы. Отстаивая их, Максим Овчинников привел в пример европейский опыт, по которому производители должны предоставлять оборудование всем на недискриминационных условиях, продавать запасные части, обучать персонал.