13.03.2012 00:20
Digital

К 2019 году Рунет станет самым крупным рынком электронной торговли в Европе

(перевод публикации в приложении Russia Now в The Washington Post)
Текст:  Бен Арис
Читать на сайте RG.RU
В случае сохранения текущих темпов роста к 2019 г. российский рынок онлайн-продаж станет крупнейшим в Европе. В сентябре 2011 г. Россия вышла на первое место в Европе по числу пользователей сети Интернет, обойдя по этому показателю Германию. Сегодня Интернетом пользуются 50,8 миллиона россиян, при этом результаты опроса, проведенного в декабре 2011 г., свидетельствуют о том, что половина жителей российских городов выходят в Сеть не реже одного раза в день. 
 
Рост численности российской Интернет-аудитории вкупе с обширностью территории страны и низким уровнем развития розничного сектора создают идеальные условия для онлайн-торговли. Для московских предприятий розничной торговли использование Интернет-сайтов является наиболее удобным способом работы с дальними регионами страны. 
 
В 2009 г. Россия вышла на второе место в Европе по объему электронных коммерческих операций. Согласно данным компании "Тройка Диалог", в то время совокупный объем продаж в Интернете составлял 19 миллиардов долларов США. С 2009 г. объем рынка электронной коммерции ежегодно увеличивался на 22-30%, и, по имеющимся прогнозам, те же темпы развития сохранятся и в 2012 г. По оценке исследовательского агентства Data Insight, в текущем году размер рынка составит 12,6 миллиарда долларов США.     
 
Как и в других сферах, России придется приложить немало усилий, для того чтобы обогнать Германию, которая является лидером Интернет-торговли в Европе. Согласно оценкам портала e-commercefacts.com, в 2011 г. объем рынка электронной торговли в ФРГ составил 27,5 миллиарда долларов США и продолжает каждый год увеличиваться на 17 процентов.  
 
Важную роль в обеспечении высоких темпов роста будут играть отраслевые инвестиции. Согласно заявлению Марины Трещовой, генерального директора одного из ведущих технологических инвестиционных фондов России Fast Lane Ventures (FLV), на российский рынок онлайн-торговли в рамках первого раунда финансирования начинает приходить венчурный капитал, причем уже в прошлом году объем инвестиций в развитие отрасли превысил показатели 2010 г. вдвое.
 
Тем не менее, в глазах большинства венчурных инвесторов Россия по-прежнему остается слишком экзотическим рынком для капиталовложений. 
 
"Крупные венчурные фонды не слишком интересуются российским рынком, в то время как среди небольших европейских венчурных инвесторов в этой сфере наблюдается значительный всплеск активности", - отметила г-жа Трещова.  
 
Несмотря на существующие трудности, фонд Fast Lane заключил целый ряд соглашений, и сегодня благодаря его усилиям на российском рынке появилось 16 новых Интернет-компаний. Часть этих проектов уже запущена, а другая часть пока что находится на стадии разработки. Наиболее успешной инициативой стал портал KupiVIP.ru, который уже сейчас является самым крупным онлайн-магазином России по продаже предметов роскоши представителям зарождающегося в стране среднего класса. Всего за три года уровень доходов этой компании вырос до 120 миллионов долларов США. 
 
"Мы создаем собственные компании и активно сотрудничаем с людьми, представляющими интересы своих компаний. Мы предоставляем им начальный капитал на развитие бизнеса, а также помогаем получить дополнительные средства на более поздних этапах, когда их бизнес начинает расти", - рассказала глава Fast Lane Ventures.  
 
Недавно г-жа Трещова заключила соглашение с европейскими венчурными фондами, по условиям которого ее компания получила  50 миллионов долларов США на реализацию проекта Интернет-магазина Herevest.ru, специализирующегося на продаже спортивного оборудования и принадлежностей для активного отдыха. Целевой аудиторией портала являются любители походов и скалолазания, а также все те, кто стремится вести здоровый образ жизни и готов тратить деньги на поддержание хорошей формы. 
 
"Объем средств, предоставляемых европейскими инвесторами, пока не велик, однако их заинтересованность определенно растет", - заявила г-жа Трещова. 
 
Наиболее активно растущим сегментом этого рынка является онлайн-реклама: в Интернете количество заказчиков рекламной продукции увеличивается быстрее, чем  в традиционных СМИ. Согласно оценкам экспертов компании "Тройка Диалог", общий объем расходов на рекламу в этом году останется на том же уровне, что и в прошлом, однако уже через год компании, размещающие рекламные материалы, смогут добиться двузначного увеличения доходов.  
 
Согласно имеющимся прогнозам, за несколько следующих лет объем рынка Интернет-рекламы увеличится более чем на 33%. По мнению специалистов "Тройки Диалог" такое развитие будет возможно за счет снижения доли телевизионной рекламы, рост которой замедлится приблизительно до 16 процентов. В дальнейшем ожидается активное развитие рынка платформ для мобильных устройств, который пока что только набирает обороты. 
 
"Хотя уровень использования мобильного Интернета в России все еще остается достаточно низким и составляет менее 10 процентов, этот рынок интенсивно развивается", - заявил аналитик "Ренессанс Кредит" Дэвид Фергюсон (David Ferguson), добавив, что сегодня большинство российских компаний начинают предлагать клиентам приложения и услуги для мобильных устройств, стремясь закрепиться на этом новом рынке. 
 
Также доступна английская версия статьи.
 
Интернет ЦФО