Принимать экзамены у кандидатов в водители по месту учебы будут только на автоматизированных площадках.
Такое положение прописано в проекте нового регламента ГИБДД по приему экзаменов. Документ в скором времени будет опубликован на сайте МВД. Пока в нем планируется две методики по приему экзаменов. Одна - для обычных автошкол, ученики которых будут приезжать сдавать экзамен в ГАИ, другая - для школ с автоматизированными автодромами. Последние получат аккредитацию при ГАИ, и инспектор для приема теоретического и первой части практического экзамена будет приезжать на этот автодром.
Наш корреспондент побывал на первом появившемся в России автоматизированном автодроме. Он даже попытался сдать площадку, и ему это удалось, правда, не с первого раза. Но обо всем по порядку.
Под надзором электроники
Этот автодром построен по корейскому проекту. На площадке 12 упражнений: старт, горка, пешеходный переход, повороты с прямыми углами, светофор, железнодорожный переезд, полоса разгона, змейка, заезд в бокс задним ходом, параллельная парковка, аварийное торможение, финиш. Все элементы объединены в один маршрут. Внешне все максимально приближено к реальной дорожной ситуации: бордюры вполне натуральные, установлены знаки дорожного движения, есть разметка, местами даже встречное движение попадается. То есть с первых шагов за рулем, только научившись трогаться и тормозить, человек уже познает на собственной шкуре дорожные условия. Ему тут же приходится учиться обращать внимание на знаки и разметку.
Примечательно, что уже где-то после пятого, шестого занятия ученик передвигается по площадке самостоятельно. Без инструктора. За выполнением каждого упражнения следит электроника. Она фиксирует выполнение задания, ошибки и строго считает баллы.
Никаких конусов, реек, столбиков, шестов - только линии на асфальте и бордюр. На дороге ведь тоже нет этих фишек.
Испытано на себе
Я сел в машину и начал выполнять упражнения. Все было довольно легко, кроме одного. С моим почти 20-летним стажем вождения я никак не мог привыкнуть к тому, что скорость на автодроме ограничена 20 км/час. Превышение - штраф.
Еще одна серьезная ошибка была на полосе разгона. Везде стоят знаки, ограничивающие скорость 20 км/час. На полосе разгона появился знак, ограничивающий минимальную скорость 20 км/час. По старой привычке я начал разгон еще до знака. Машины на автодроме довольно резвые, так что под знак я въехал на 40. И это главная ошибка. Система тут же зафиксировала превышение скорости. Больше 20 можно ехать после него. В общем, к финишу я приехал с 75 баллами из 100 возможных. Экзамен не сдал.
Вторая попытка. Уже понявший все вышеописанные тонкости, держу себя в руках, стараюсь не превышать скорость, однако иногда проскакивает. Сложность появилась с остановкой у стоп-линии. Положено останавливаться не наезжая на нее, но не далее чем за 30 сантиметров. Это тоже нарабатывается опытом и привычкой, коих у меня нет. Поэтому торможу заранее и потом плавно подкатываюсь.
Параллельная парковка и заезд в бокс трудностей не вызывают никаких.
Со второй попытки привожу 85 баллов. Экзамен сдал. Однако хочется проехать вообще без ошибок. Снова сажусь за руль и снова по кругу. Надо сказать, что одновременно со мной по автодрому ездит около 30 машин. Маршрут движения по нему не один, все зависит от того, какой ряд займешь на старте и где поедешь в боксы и на параллельную парковку. Так что тупо заучить один маршрут не получается. Именно для разведения потоков и стоит там светофор. Проезд перекрестков в гаишный экзамен на площадке не входит, но здесь светофор просто необходим.
С третьей попытки привез к финишу все 100 баллов. Проехал без единой ошибки. А противники автодромов утверждали, что сдать на нем вообще невозможно.
Не кресты, а плюсы
Еще о некоторых достоинствах этого автодрома. Во-первых, у ученика тут нет постоянной машины. То есть с первого дня обучения он привыкает к тому, что машины могут быть разными. У него также нет постоянного инструктора.
И, наконец, главное. Здесь нет очередей. Даже в автошколах, у которых есть свои, но не автоматизированные автодромы, ученикам вместе с инструкторами приходится дожидаться, пока другой ученик отработает упражнение. За это время инструктор может и пообедать сходить, а время обучения идет...
На автоматизированном автодроме все назначенное для обучения время отрабатывается полностью.
История вопроса
Два года назад ГИБДД разработала методику для приема экзаменов. Она была основана именно на образце корейского автодрома. В ней предлагалось 12 обязательных упражнений. Строительство таких автодромов возлагалось на автошколы. Это предложение вызвало бурю негодования владельцев автошкол. В итоге методика была отменена. Однако некоторые автошколы уже построили такие автодромы.
Еще один фактор, который повлиял на отказ от той методики. В ней были прописаны жесткие технические требования к таким автодромам, основанные именно на корейском опыте. Между тем некоторые автошколы пошли своим путем и автоматизировали автодромы по собственной системе.
В ГИБДД считают, что автоматизация нужна. Это позволит уйти от человеческого фактора при приеме экзаменов. Решение "сдал - не сдал" вынесет автоматика.
Новый регламент не требует от автошкол обязательного строительства автоматизированных автодромов. В то же время предусматривает наличие автодромов или площадок непосредственно в экзаменационном подразделении. А таких у нас пока немного.
В МВД считают, что если бы нашелся губернатор, который выделил бы на это дело землю и средства и в качестве эксперимента начал бы развивать автодромы в своем регионе, то это дало бы хороший толчок к развитию такой системы. Найдется ли такой губернатор?
В Южной Корее не только автошколы обучают на автодромах. Там созданы экзаменационные центры, в которых и происходит прием экзаменов, и эти центры имеют собственные автодромы.
Правда, не столь давно от обязательных упражнений на них Корея отказалась. Теперь на этих автодромах ученики демонстрируют умение переключать передачи, включать свет и поворотники и ездить по прямой. Результаты не заставили себя долго ждать. Резко снизилось количество сдающих экзамен на права в городе. Резко увеличилась аварийность среди молодых водителей. В Корее задумались о возвращении экзаменов на автодромах. Примечательно, но в этой же стране появился новый способ приема экзаменов на дорогах. Там кандидату в водители выдается планшетник, на котором карта экзаменационного участка. Планшетник работает в качестве навигатора. Он дает команды кандидату в водители, куда ехать и где повернуть. По спутнику фиксируются нарушения, допущенные экзаменуемым.
Надо сказать, что автодромы есть не только в Корее. Они развиты и в Европе. Например в Германии и Австрии.