27.03.2012 00:45
Авто

Алексей Рахманов: В 2012 году автомобильный рынок вырастет на 6%

Россия вышла на второе место по динамике развития авторынка
Текст:  Евгений Барановский
Российская Бизнес-газета - : №12 (841)
Читать на сайте RG.RU

В 2012 году автомобильный рынок вырастет на 6%, такой прогноз дал заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Рахманов на Российском автомобильном форуме. Однако через несколько месяцев, по его словам, прогноз может быть пересмотрен из-за того, что значительный рост показали марки компаний, которые продавали автомобили по различным промоакциям.

Также в своем докладе Алексей Рахманов сообщил, что рост российского рынка автомобилей в 2011 году составил 40%. По результатам первых двух месяцев 2012 года Россия занимает 2-е место в Европе по динамике развития рынка, рост составил 23% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. "Конечно, мы рады, что являемся вторым рынком в Европе, но мы хотим быть первыми, - заявил зам-министра. - Вряд ли это произойдет в нынешнем году, но мы видим позитивную динамику в первые два месяца года, хотя, конечно, не забываем, что в период кризиса российский автомобильный рынок упал на 50% и сейчас происходит выздоровление".

Впрочем, как считают эксперты комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), первые два месяца на российском рынке сильно подвержены влиянию длительных отпусков и завершению акций, поэтому еще слишком рано пересматривать данный ранее прогноз продажи 2,8 миллиона легковых автомобилей в 2012 году. "Результаты марта дадут нам более четкое представление об общей тенденции рынка", - сказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.

Продажи иномарок, произведенных на территории РФ, уже превзошли рынок импортных машин

Экспертное сообщество также сомневается в дальнейшем росте российского рынка легковых автомобилей в 2012 году. По мнению аналитиков, увеличение объемов рынка может составить не более 5%. Замедление роста станет следствием завершения госпрограмм по утилизации автомобилей и субсидирования автокредитования. Да и опыт европейских стран, где проводились программы утилизации, показал, что эко-бонусы "оттягивали" до 50% коммерческих продаж в будущем.

Более оптимистично настроен директор отделения стратегического развития автомобильного холдинга "Атлант-М" Алексей Терещенко. "В 2011 году рынок новых иностранных автомобилей России, на котором работает "Атлант-М", вырос на 54% и достиг 1 млн 880 тыс. машин. В сегменте автомобилей российских брендов рост в течение года замедлялся и составил всего 15%. В 2012 году тенденции остаются в целом благоприятными. Темпы роста рынка новых иномарок постепенно снижаются, но по-прежнему достаточно высоки. Динамика рынка в 2011-2012 гг. пока повторяет с небольшим превышением уровень тех же месяцев 2007 и начала 2008 года, - отметил он. - С учетом стабильной экономической ситуации и расширения производства в России новых моделей массовых автомобилей мы ожидаем, что продажи новых автомобилей иностранных брендов в 2012 году вырастут примерно на 30% и превысят 2,4 млн единиц".

Суммарная же цифра продаж, по его прогнозу, составит около трех миллионов автомобилей. А если будут предприняты меры по дополнительной поддержке отечественных автопроизводителей и если они смогут поставить новую модель, то динамика может быть еще выше, если же они не справятся, то существующий модельный ряд будет терять уровень продаж.

А вот вступление России в ВТО и снижение пошлин на импорт новых иномарок, которые она предусматривает, на рынок существенно не повлияет. "Продажи иномарок, произведенных на территории РФ, уже превзошли рынок импортных машин, и в дальнейшем разрыв между ними будет только увеличиваться. Это связано с тем, что компании, построившие здесь производство, начинают выходить на запланированные мощности, - сообщил "РБГ" Азат Тимерханов, аналитик агентства "Автостат". - Кроме того, нельзя забывать, что четыре крупнейших производителя - Volkswagen, General Motors, Ford и альянс Renault-Nissan - подписали соглашение о промышленной сборке по новым правилам, в соответствии с которым предполагается, что к 2015 году они должны будут выйти на мощности 300-350 тысяч автомобилей в год. Если же говорить о вступлении России в ВТО, в связи с чем ожидается уменьшение таможенных пошлин на ввоз автомобилей, то ощутимого снижения цен на импортные машины стоит ждать только через несколько лет, когда пошлины снизятся до 15%. Пока что их урежут лишь на 5%. Поэтому в ближайшие несколько лет не стоит ожидать существенного роста спроса на привозные подержанные иномарки".

Тем не менее правительству РФ придется проработать меры по защите автомобильного производства. "За это время правительство РФ сможет изучить возникающие тренды и выработать адекватные меры, позволяющие защитить инвестиции в производство автомобилей на территории РФ, - считает директор по развитию группы компаний "Автомир" Сергей Вятченков. - Среди таких мер введение утилизационных сборов или увеличенный налог на пользователей подержанных автомобилей".

По мнению эксперта, новые недорогие иномарки не смогут оказаться под прессингом привозных подержанных иномарок европейской (японской) сборки более высокого класса, поскольку изменение спроса произойдет не сразу, а с течением времени, законодательно снижение пошлин будет скомпенсировано альтернативными сборами, что защитит спрос на низкобюджетный сегмент авто, являющийся ключевым по обороту для автопроизводителей.

Кроме того, нельзя забывать о положительных аспектах вступления в ВТО. А именно о дополнительном стимулировании привлечения иностранных производителей автокомпонентов в организацию собственных производств на территории РФ, что ускорит локализацию сборки автомобилей в России и, соответственно, будет способствовать снижению их стоимости.

Инфографика: Самые импортируемые марки автомобилей

Легковые авто