Елена Боброва, специально для RBTH
Мы выезжаем из Ярославля, и я невольно думаю, что такого может нас ждать в селе Вятское, если мы и так уже в городе, находящемся под охраной Юнеско? Что там может быть уникального и интересного? Мы привыкли к тому, что интерес туристов вызывают монастыри, музеи-усадьбы, где жили писатели, художники или музыканты, но никак не села, которых такое множество в нашей стране.
Однако по приезде сразу понимаешь, в какое удивительное место ты попал. Вятское - это музей под открытым небом, в котором на данный момент действуют 5 музеев. Этот памятник сельской архитектуры 18-19 веков в истории Ярославского края значится как торговое село. История его восстановления, вернее его новая жизнь в качестве историко-культурного объекта началась совсем недавно, в 2006 году. Когда бизнесмен Олег Жаров и его жена Лариса искали дом для себя в тихом месте, но недалеко от Ярославля, чтобы можно было легко добраться на автомобиле. Уже совсем отчаявшись, в каталоге недвижимости они увидели дом середины 19 века, располагавшийся в Вятском. Купили его, прекрасно понимая, что придется серьезно вложиться. А через полгода огляделись по сторонам и начали изучать место, в котором они поселились. Как говорит сотрудник комплекса Андрей Коновалов: "Предприниматель Жаров хотел тихой и спокойной жизни, а потом понял, что будет губительно, если этот уголок останется для него одного".
Первое упоминание о Вятском в официальных документах относится к 1502 году. Примечательно село и тем, что уже в 18 веке здесь было построено две церкви: Храм Воскресения Христова году был воздвигнут на крестьянские деньги в 1750, а Успенская церковь была возведена тридцатью годами позже на средства местного купца. В обеих церквях сохранились иконы второй половины 18- первой трети 19 веков.
Главный и первый из музеев Вятского "Музей русской предприимчивости" был открыт в 2008 году в доме купца Галочкина, он рассказывает о быте жителей "села, которое хотело стать городом" - именно так звучит второе название музея. На входе всех посетителей встречает скульптура "Расторопного ярославского мужика" - этим эпитетом Н. В. Гоголь награждает одного из героев своей поэмы "Мертвые души". В 19 веке ходило выражение "Ярославцы - все красавцы. Кудри русы - сто рублей, буйная головушка - тысяча, а самому цены нет". Такая репутация и слава были связаны с тем, что многие ярославские крестьяне проводили две трети года в Санкт-Петербурге и Москве. Они уходили на заработки по причине недостаточности земли, работая в городах кровельщиками, печниками, штукатурами-лепщиками.
Строительный отход для Вятского имел двоякое значение. Во-первых, он позволял безбедно существовать самим крестьянам-отходникам, которые имели большой достаток и могли себе позволить изысканные городские товары. Во-вторых, отход части населения обеспечивал оставшихся достаточным количеством земледельческих работ, спасал деревню от избытка рабочих рук. В результате, и оседлое население было достаточно зажиточным. Неслучайно, путеводитель 1859 года по Ярославской губернии особо отмечал " богатое село Вятское".
Среди экспонатов музея - старинные часовые механизмы, домашняя утварь (например стиральная машина начала 20-го века с корпусом из дуба), музыкальные шкатулки, патефоны, фонограф Томаса Эдисона, прялки, швейные машинки Singer, узорные дымовые трубы. Большая часть этих предметов была передана жителями села. Музейные сотрудники разрешают посетителям завести музыкальную шкатулку или сыграть на фисгармонии. Одна из витрин посвящена местному фотографу, в которой можно увидеть фотоаппарат конца 19-го века и снимки Вятского и его жителей того времени, среди которых есть портрет прадедушки музейного экскурсовода Нины Мальцевой. Нина Юрьевна является коренной жительницей Вятского и последние десять лет занимается изучением его истории. Она рассказала, что сама концепция превращения поселения в историко-культурный комплекс родилась еще в начале 90-х годов среди музейных работников Ярославля и области.
Самый молодой на территории комплекса - "Музей ангелов", открывшийся летом 2011 года. Он посвящен подвигу Петра Телушкина - крестьянина, родом из Вятского и работавшего в Санкт-Петербурге на кровельных работах. В 1830 году Телушкин предложил починить без строительных лесов поврежденное бурей крыло ангела-флюгера на шпиле собора Петропавловской крепости. Кропотливая работа длилась шесть недель, и в результате флюгер был успешно восстановлен. О подвиге ярославского крестьянина в те годы говорила вся столица, а сам он был удостоен аудиенции и награды императора. Посвященный ему музей в первую очередь интересен детям, в нем можно узнать, кто такие ангелы, посмотреть о них мультфильм, примерить их крылья, полюбоваться на разнообразные фигурки ангелов из частных коллекций.
В других музеях комплекса можно узнать о быте вятского торгующего крестьянина, увидеть как заготавливали соленые огурцы на продажу, продегустировать местную наливку и огурчики, вместе с сотрудником музея актером Яшей поторговать в лавке.
Помимо пяти музеев в Вятском есть три гостиницы на 120 человек, банный комплекс и купель, в которой можно окунуться в воду из природного Ерехтанского родника. Особенно популярна она в Крещенскую ночь - только в 2011 году на праздник ее посетило 5000 человек.
Предметы старины окружают посетителей не только в музеях, но и в отелях Вятского. Аккуратными гостиничными корпусами стали здания бывшей богадельни и трактира. Номера в них современные и опрятные - признаться, и не ожидаешь такое увидеть в 32 км от Ярославля и 300 км от Москвы. Обои под старину, историческая справка о Даниловском уезде на стене и современная душевая кабина - вот оно развитие внутреннего туризма в действии.
По прогнозам окупаемость историко-культурного комплекса "Вятское" составит семь лет. Я поинтересовалась у Ларисы, не боится ли она наплыва туристов: "Это было бы замечательно, но пока не происходит. Однако показатели хорошие, в целом загрузка за прошедший сезон составила 64%. Комплекс достаточно молодой, в полной комплектации мы работаем чуть больше года, до этого сначала музей появился, затем ресторан и гостиница".
То, что делается в Вятском, является меценатством лишь отчасти. Теперь, помимо создания музеев и гостиничного бизнеса, компания Олега Жарова скупает местные купеческие усадьбы - как правило, находящиеся в плачевном состоянии - восстанавливает их, оснащая современными коммуникациями, а затем продает желающим иметь такую загородную усадьбу. В обязанности новых хозяев входит оставлять неизменным внешний вид дома, если он является историческим памятником.
Также доступна английская версия статьи.