11.04.2012 00:04
Культура

Десятки виолончелей зазвучат в Москве в честь Мстислава Ростроповича

Десятки виолончелей зазвучат в честь Мстислава Ростроповича
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №79 (5752)
Читать на сайте RG.RU

Представить весь цвет российской виолончельной школы - от солистов с мировыми именами до музыкантов виолончельных секций московских оркестров, собравшихся в одном концерте, - идея из разряда романтических.

И 12 апреля такая идея осуществится в Большом зале консерватории: в рамках фестиваля, своеобразного музыкального приношения Мстиславу Ростроповичу несколько десятков российских виолончелистов исполнят не только сольные сочинения виолончельного репертуара, но и специально сделанные для ансамблей виолончелей переложения и транскрипции популярной классики. Автор идеи и один из организаторов проекта Денис Шаповалов прокомментировал неординарную программу для читателей "Российской газеты".

прямая речь

Денис Шаповалов,

виолончелист, дирижер:

- Когда праздновали 70-летие Мстислава Ростроповича в Большом зале консерватории, на сцене уже собирали для исполнения "Гимна" Карла Давыдова человек под сто виолончелистов. На этот раз, учитывая, что в нашем концерте будут выступать известнейшие виолончелисты, я подумал, что надо будет каждого из них высветить. Поэтому прозвучат и сольные сочинения, и ансамблевые переложения - на 4 виолончели, и на 8, и на 23. Скажем, Александр Князев сыграет Прелюдию и фугу из Сюиты Баха, а потом объединится с Давидом Герингасом, Иваном Монигетти и Александром Бузловым в Хоральной прелюдии Баха.

Мы хотели сделать программу разноплановой - Бах, Прокофьев, Шостакович, Пьяццолла, "Болеро" Равеля, "Гамлет-Баллада" для 1000 виолончелей, написанная Родионом Щедриным для Ростроповича. Виолончельные транскрипции делает композитор Артем Васильев. Уникальность вечера в том, что впервые на одной сцене соберутся самые известные российские виолончелисты: все они имеют прямое отношение к Мстиславу Ростроповичу. Тут будут его ученики - "сыновья", ученики-"внуки", "правнуки". В жизни каждого из нас имя Ростроповича с самого детства являлось символом виолончели. Это нераздельные величины - виолончель и Ростропович. Поэтому его имя связано с нами в течение всей жизни: и когда ты занимаешься, делаешь первые шаги, и когда ты чего-то достигаешь.

Благодаря ему сегодня наша школа везде. Сидят в Корее виолончелисты и тоже считают себя "внуками" Ростроповича. Хотя сегодня уже и сложно говорить о конкретных исполнительских школах. Но то, что исходило от Ростроповича - уникально. Это, прежде всего - его бешеная энергетика в исполнении любого произведения, абсолютный захват слушателя и профессиональная честность. Помню, как он отмечал в Лондоне свое 75-летие тяжелым концертом, где звучала 11 симфония Шостаковича. Ему бы по окончании такой программы отдыхать, расслабиться, праздновать. А он хватает меня за руку, мы мчимся в артистическую, и он закрывает дверь, хотя все стучатся, желают его видеть, поздравлять. И вот мы садимся, и о начинает по горячим следам проходиться по всем местам, которые хотел бы улучшить.

На это уходило много времени, и Ростроповичу было все остальное неважно, он говорил: "Ничего, подождут. Есть первостепенное дело". Это и есть честность по отношению к музыке. И еще он мне сказал важное: "Старик, самое ценное, что я в жизни понял для себя и приобрел - нет ничего ценнее человеческого общения".

Классика Москва Столица