12.04.2012 00:30
Культура

В России снимают первый художественный фильм о полете Гагарина

Про Юрия Гагарина снимается художественный фильм
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №81 (5754)
Читать на сайте RG.RU

За пятьдесят лет, что прошли со времени первого полета человека в космос, о нем было написано множество книг, снято большое количество документальных фильмов, но нет художественных. Почему так? У авторов картина "Гагарин. Первый в космосе", которая сейчас снимается при поддержке Фонда Кино, есть свой ответ на этот вопрос.

Обозреватель "РГ" побывала на съемочной площадке и посмотрела, кто же взялся за столь рискованное дело - снять игровую ленту о первом космонавте планеты Земля.

Олег Капанец, продюсер:

- На самом деле это второй художественный фильм про Гагарина. В 70-е годы был фильм режиссера Бориса Григорьева "Так начиналась легенда" о  детстве первого космонавта, снятый по сценарию Юрия Нагибина. Потом я читал мемуары Нагибина, где он писал, что они хотели снимать и дальше, но не смогли найти артиста на роль взрослого Гагарина. В дальнейшем все попытки снять фильм о Гагарине, в том числе и в Голливуде, закончились неудачно. Насколько мне известно, продюсерам не удалось договориться с семьей первого космонавта, у которой юридически оформлено право на использование имени.

- Чем же вы их взяли?

- Откровенно говоря, у нас просто совпали идеи, о чем может быть этот фильм. Хотя жизнь Гагарина короткая, но очень насыщенная, мы для фильма  не стали брать ее целиком, а  взяли за основу его полет, который сам по себе был очень драматичным. И через эмоциональную составляющую мы выходим на  линию жизни Гагарина -   детство, взаимоотношения с родителями, семья, первый отряд, сотрудничество с Сергеем Королевым.

- А вдова Юрия Гагарина?

- Читала сценарий и согласилась сотрудничать с нами. Я пошел таким путем - сначала обсудил главную идею фильма, а потом стали писать сценарий, прислушиваясь к их советам и пожеланиям. На это ушло примерно два года.  Выяснилось, что семья не была настроена против фильма о Гагарине, как это утверждали. Просто им не нравился поиск дешевых сенсаций.

- Логично было бы, чтобы фильм о Гагарине вышел в прошлом году, когда отмечалось 50-летие с момента полета первого человека в космос.

- Так мы и планировали. Я этой темой начал заниматься чуть больше пяти лет назад.  Но не получилось, потому что  в то время, когда мы были готовы запускаться, у нас случилась революция в кинематографе.

- А почему вообще вы захотели снимать фильм о Гагарине. Это ваш герой или вы считаете, что фильм будет хорошо продаваться?

- Гагарин - не мой герой, а вообще герой! Мечты полететь в космос в детстве у меня не было. Но мне всегда было очень интересно разгадать магию Гагарина. Парень из простой семьи... Послевоенное детство… Для меня важно было понять почему именно он -  первый. Там же целая интрига была. Из трех тысяч человек отобрали 200. Потом - 20, потом - 6. Потом осталась первая тройка. И до  последнего момента интрига сохранялась, в любой момент их могли поменять местами. Это очень интересно с точки зрения кино. И второе, что меня заинтересовало - магия героя. Гагарин после полета, мог вознестись, но оставался открытым и искренним, он не был подвержен звездной болезни. Поэтому в него влюблялись простые смертные, и симпатизировали такие люди, как Королева Великобритании и Фидель Кастро, который до сих пор считает Гагарина своим лучшим другом. Это же не просто так.

- Гагарин в вашем фильме будет показан как герой или как обычный человек?

- Про героизм зрителю известно, а вот понять, как таким образом вокруг Гагарина сложились звезды, что он стал героем и вполне заслуженно - это намного интереснее. Кстати, Герман Титов в конце жизни, признался, что для него была трагедия, что он был вторым. Когда он уже был генералом, то произнес такую фразу: "Все-таки правильно, что выбрали его". Это пришло к нему с годами. Он говорил о Гагарине: как его полюбил мир, меня бы так не полюбил.

- После фильмов о Высоцком, о Жукове меня лично настораживает, когда кинематографисты подходят к человеку такого масштаба как Гагарин. Вам самому не страшно было браться за работу?

- Мне лично интересен именно Гагарин. Я уважаю Высоцкого, люблю его творчество, но мне было бы неинтересно делать кино про него. Ответственность, конечно, большая, поэтому мы и стремимся уйти от ложных представлений и не хотим давать свой узкосубъективный взгляд. По этой причине я отказался от сотрудничества с некоторыми режиссерами, потому что везде была субъективность, желание достать какие-то темные стороны жизни Гагарина, найти в нем какие-то изъяны, не совпало с концепцией нашего фильма. А я принципиально искал режиссера, который будет разделять мои ощущения, потому что считал, что можно снять 10 фильмов про Гагарина, и все разные. Для нас было важно объективно показать, как он формировался и каким стал. Понятно, что без художественного вымысла сложно делать кино, поэтому у нас периодически возникали дискуссии с семьей, но мы нашли компромисс. Если чего-то не было, но могло бы быть в соответствии с внутренним миром героя, то это мы принимаем.

- Кто вас консультировал?

- Наши консультанты - Алексей Леонов, Виктор Горбатко, Борис Волынов - люди из первого отряда. Из разговоров с ними складывается объективная картина.

- "Роскосмос", РКК "Энергия", обитатели Звездного городка…  - я уверена, что ваш фильм будет воспринят неоднозначно. Знают ли там о проекте, и как к нему относятся?

-  По-разному. "Роскосмос" поддерживает, но только на словах, на деле никакой помощи не оказывает. Работать сложно. И с РКК "Энергия" - то же самое. То ли им не интересно, как начиналась эпоха освоения космоса… Ведь на самом деле кино это для России, в том числе и для них. Их имидж поддержать. Второй главный герой в фильме у нас - Сергей Павлович Королев. Его играет актер Михаил Филиппов. И замечательно, кстати, играет. Он глубоко воспринимает тему.

- А хроникальные кадры в фильме будут?

- Нет. Мы их делаем сами. Специально отказываемся от хроники, потому что она всем хорошо известна.

-  Вы вначале придумали сценарий, потом нашли исполнителя главной роли? Или уже писали на определенного актера?

 - Сценарий и тема для меня гораздо важнее. Что касается главного героя, были разные варианты кого и как снимать.

- Безрукова хотели сделать Гагариным?

- Мне предлагали Евгения Миронова. Он не подходит по возрасту, но по энергетике мог бы совпасть. Артист он замечательный.  Хотелось найти человека, похожего на Гагарина  в первую очередь внутренне. А уж потом  - в плане внешних данных. Но когда совпали и характер, и внешность... Нашли актера в результате обычного актерского кастинга, который проходил практически как отбор космонавтов. Сотни претендентов! Трех-четырех человек я отметил. А Ярослава Жалниная заприметил еще на первых пробах и подумал: хороший кандидат. Он после театрального института, уже снимался. И, как мне хотелось, человек "незамыленный".

Ярослав Жалнин, артист, исполнитель роли Юрия Гагарина.

Увидев в коридоре на "Мосфильме" актера Ярослава Жалнина, я сразу поняла, что Гагарин это он. Почему? Да потому, что он улыбнулся. Той самой улыбкой…

Ярослав кажется совсем юным, но в его фильмографии уже около 20 кинокартин: "В Париж!", "Караси", "БАгИ", "Голубка" и другие.

- Но роль Гагарина - она особенная…

- Конечно, она  - единственная.

- Когда вас утвердили, признайтесь, захватило дух?

- После полугода, что провел на пробах, снимаясь в разных костюмах, в различных ситуациях, каждый раз с новыми партнерами, я уже настолько привык к проекту… Ощущение было: "ну вот, оно и случилось". Мы как-то плавно пришли к этому. Конечно, я переживал. Были "нервяки" перед пробами. Но все как-то произошло само собой

- А улыбка у вас всегда такая была или специально над ней "работали" для роли Гагарина?

- Это годы тренировки (смеется). Никогда над этим не задумывался.

- Еще какая-то есть "фирменная" гагаринская деталь, на которую вы сделали акцент в своей работе?

- Словами не объяснить. Для меня история Гагарина - это сказка. Как он в 27 лет пришел к тому, что с ним случилось?  Но мы снимаем серьезно. А играть сказочного героя в реальном кино - сложно. Поэтому мы стараемся все "приземлить" и объяснить, как такое могло случиться в обычной жизни.

- Странные вещи вы говорите. Обычно стараются "приподнять". Вот, например, продюсер вашего фильма говорил про магию, про необычность Гагарина. Вы пытаетесь внести  это в роль?

- Теперь вы странные вещи говорите. Как же можно  сыграть магию? Магию мы создаем всей командой, включая  художников, осветителей, художников по костюмам, гриму. Я только могу добавить что-то от себя. В любом случае,  я пытаюсь привнести в роль что-то космическое.

- Вы были в Звездном городке?

- Нет.

- А в Музее космонавтики?

- Да. В процессе подготовки к роли я был во многих музеях. Смотрел на костюмы и фотографии. Мне были интересны хроники и книги о Гагарине. Но больше всего - воспоминания. Мне много дали беседы с людьми, которые имеют отношение к космической отрасли. Когда мы снимали на центрифуге, на заводе, то там реальные люди, которые, правда, не были знакомы с Гагариным, но  рассказывали многие вещи, из которых складывается понимание и ощущение того, как именно проходит подготовка космонавтов. Меня поразил уровень. Космонавты учились в таких условиях, что нужны были большая внутренняя сила и мощь, чтобы все это преодолеть. Более того - спокойно, с терпением, да еще потом и улыбаться.

- Вы участвовали в каком-либо космическом эксперименте?

- В центрифуге я покрутился. Попробовал невесомость, когда летал на самолете, на котором Гагарин сдавал свой выпускной экзамен. У меня было две-три секунды в невесомости. Самое главное, что я запомнил - это когда пыль поднимается из-под ног и висит перед тобой.

- А в скафандре - тяжело?

- Смена - 12 часов. Но мы снимали световой день - 8-9 часов. Самое тяжелое - это железный шлем и забрало, которое постоянно хочет упасть.

- Еду из тюбиков вы пробовали?

- Да. Морс. Но настоящего космического мясного пюре я так и не попробовал. Реквизиторы ограничились морсом.

- Вы ожидаете, что после роли на вас обрушится такая же популярность, как в свое время  на Гагарина после его полета?

- Не хотел бы этого. Но если что - будем преодолевать все вместе.

Павел Пархоменко, режиссер постановщик.

Известен как художник-постановщик, работал с  Алексеем Балабановым, Николаем Досталем, Юрием Грымовым и другими. С Алексеем Германом-старшим в фильме "Хрусталев, Машину!" работал как режиссер-стажер.

 - Фильм про Гагарина - отчасти картина дизайнерская. Потому что важны техногенные элементы того времени. Если бы удалось передать, что все было создано впервые, практически вручную, людьми советского времени, умельцами и энтузиастами, и все удалось - Гагарин вернулся из полета, хотя шансы были 50 на 50. Тогда не было электроники - были приборы стрелочные, ламповые приемники… Мне очень хотелось снимать эту картину. Это советское постсталинское время - я его очень люблю. Как один из вариантов, фильм можно было назвать "12 апреля 1961 года". В тот день люди сами вышли на площадь, и радовались, что Гагарин летает и возвращается. Это была счастливая и светлая эпоха.

Когда был полет Гагарина, мне было 4 года. Я никогда не мечтал быть космонавтом. Но те, кто хотел - стали, и занимаются реальным делом. А мы снимаем кино.

- О чем фильм?

- В фильме будет рассказано о первом этапе освоения космоса, о молодых годах Юрия Гагарина, об его становлении, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться "баловню судьбы". А также - о дружбе и соперничестве в первом отряде космонавтов, об отношениях космонавтов с учеными и конструкторами. Об удачах и ошибках, славе и трагедиях.

Одна из главных мыслей - это кино про человека, который мечтал летать, а из него сделали посла мира, - говорит продюсер Олег Капанец. - Для Гагарина второй полет был принципиально важен. Как Титов отказался второй раз лететь (а ему предлагали), так Гагарин мечтал о втором полете, а его под всеми предлогами не пускали. Обманывали, давали очередные звания. У него в СССР была золотая рыбка - он ее поймал. Он любое желание мог загадать, и оно бы исполнилось. Кроме одного - полететь во второй раз. Система боялась его потерять. Тогда не было красивых слов, типа  "маркетинг". Но система чувствовала, что Гагарин - это ее козырная карта, ее бренд.

У нас будет много спецэффектов - мы хотим, чтобы зрители почувствовали себя в космосе. И еще хотим, чтобы у зрителя после фильма осталось ощущение магии и тайны.

- Когда выйдет картина?

Фильм планируют завершить к концу 2012 года. А дальше все будет зависеть от дистрибьютеров. Уже велись переговоры с федеральными телеканалами. Возможно, один из них возьмет проект о первом космонавте  под свое крыло.

анекдот в тему

На заседании в ЦК КПСС на повестку дня вынесли вопрос - почему американцы полетели на Луну, а мы нет. Было принято решение, что мы полетим на Солнце.

- Космонавты же сгорят! - возразил представитель космической отрасли, когда ему передали суть задания.

- Вы что думаете, в ЦК КПСС глупые люди сидят? Мы ночью полетим.

Наше кино Космос