Российские интернет-пользователи вовсю осваивают краудфандинг - коллективный сбор денег на разные нужды. Теперь не обязательно копить деньги или искать спонсоров, чтобы помочь больному ребенку, снять фильм или осуществить "мечту всей жизни". Нужно только рассказать о своей идее френдам.
Все просто. Предположим, вам нужно всего лишь пять тысяч рублей, чтобы поставить урну возле подъезда. Лишних денег у вас нет, соседи скидываться не хотят, а вам страшно надоел валяющийся у входа мусор. Расскажите об этом в Твиттере или "Фейсбуке", и, возможно, необходимая сумма скоро появится у вас на карте. Кто-то тут же отправит вам 50 рублей, а кто-то не пожалеет и тысячи на благое дело. Такая вот ультрасовременная благотворительность on-line.
- Люди пытаются друг другу помочь, - объясняет суть явления социолог Лариса Паутова. - Совершенно очевидно, что благотворительность сейчас становится трендом. Не потому что модно. Просто у людей появилась необходимость жить по принципу "мы - проект", а не "я - проект", как это было многие годы.
В Америке краудфандинг стал активно развиваться с нулевых годов, к нам пришел чуть позже.
- Прежде всего это связано с развитием Интернета, появлением социальных сетей и развитием виртуальных денег, - объясняет социолог.
Однако в нашей стране популярность сбора финансов по принципу "кто сколько сможет" объясняется недоверием населения к крупным благотворительным фондам.
- К сожалению, благотворительные фонды у людей часто ассоциируются с нечестным расходом собранных средств, - говорит Лариса Паутова. - Доверие появится, когда люди поймут, что благотворительность - это реальная помощь.
Пока же растет число желающих приобщиться к альтернативному варианту помощи.
- Мой брат таким образом сейчас собирает деньги на свою дипломную работу, - делится социолог Лариса Паутова. - Он студент режиссерских курсов. В принципе, ему нужна небольшая сумма - 35 тысяч рублей. Но у него нет свободных денег. Он бросил клич "ВКонтакте" и "Фейсбуке". Сейчас ему присылают, кто сколько сможет, кто 500, кто тысячу. Потом он вставит в титры фильма имена этих людей. Такая коллективная творческая акция.
Появление коллективного сбора денег в России Лариса Паутова связывает с развитием гражданского общества. Кроме этого, очень важно, что благотворительность on-line не навязывается сверху, от государства.
- Краудфандеры - это просто большая община, - поясняет социолог. - Если здесь кто-то кого-то обманет, это моментально станет известно. Если, к примеру, человек собирал деньги на кино, а потратил их на другое, достаточно написать в Твиттере про него, что он нехороший человек, и наказание осуждением или троллингом последует тут же. Конечно, это не стопроцентный контроль, но все же определенная прозрачность присутствует. Благотворительность чаще всего воспринимается нами как нечто обезличенное. Да, мы видим фотографию ребенка, которому хотим оказать помощь, но деньги нужно переслать на обезличенный расчетный счет. Краудфаундинг позволяет отправить деньги непосредственно нуждающемуся человеку прямо в руки.