Сегодня прошли экватор. Это значит, что до Полюса осталось ровно половина пути - 55 км.
По этому случаю один из руководителей экспедиции Борис Смолин пальнул из ракетницы. Это воодушевило участников, но вскоре мы уперлись в гигантское поле торосов. Если надеть лыжи, пойти на стройку, полить бетонные плиты подсолнечным маслом и попытаться забраться на них, то это будет именно то, что мы испытывали в течение нескольких часов. Скорость резко упала. И тут выглянуло солнце. Обычно на Севере все ему радуются, но когда оно бьет в глаза, обжигает сетчатку - это не очень хорошо. Мы надели солнцезащитные очки. Я полез за своими и обнаружил, что они разбиты. Гид-инструктор Кирилл Вшивцев похлопал меня по плечу и сказал: "Ничего!" Он достал свои запасные и отдал мне их. В экспедиции существует порядок, установленный руководителем Матвеем Шпаро. Каждый день группу возглавляет один из юных участников. Ему в руки дается навигатор, и он, словно капитан во льдах, должен вести экспедицию к цели. В этот день навигатор достался Софье Шедовой. Чтобы не отставать от мальчишек, она задала такой темп, что я уверенно занял первое место с конца и падал в снег по три раза в час. Каждые 50 минут мы делаем десятиминутные привалы, чтобы поправить амуницию, выпить чаю из термоса и снова в путь.
Неожиданно, как все происходит в Арктике, перед нами расступилась огромная полынья. На ней плавали льдины, маленькие и большие. Обойти ее не было никакой возможности.
Разведка показала, что она тянется на километры.
Матвей Шпаро отцепил лыжи и, перепрыгивая с льдины на льдину, изобрел оригинальный способ форсирования водной преграды. Одну из плоских льдин он превратил в паром. Для этого пришлось очистить акваторию от шуги и мелких льдин и протянуть с одного на другой берег прочный канат. Под песню Пугачевой "Паромщик" мы за полчаса оказались на другом берегу. На звуки наших нестройных голосов из воды вынырнула удивленная нерпа. Сфотографировать я ее не успел, руки замерзли. По пути встречались трещины с еще не застывшей водой, заструги. Что это по сравнению с паромной переправой!
Резко похолодало до минус 30. Это бывает в солнечную погоду. Палатки ставили в экстремальных условиях. Вышли на связь с базой "Барнео". Оттуда сообщили, что в шести километрах от Полюса простирается 200-метровая полынья. Три группы, которые вышли раньше нас, уперлись в нее. Одна пошла на запад, другая на восток, а третья стала лагерем. Видимо, собираются вызывать вертолет. А 200-литровая бочка керосина для вертолета здесь стоит три тысячи евро. Но мы надеемся на свои силы. У нас есть отличные гидрокостюмы, 200 м "плавающей" веревки и вера в победу.
До Северного полюса осталось 48,5 км.