Среднеуральский авторынок оправился после серьезного падения в 2008 году. По словам заместителя свердловского министра торговли, питания и услуг Татьяны Поповой, в прошлом году продажи машин в регионе почти достигли докризисных показателей и должны превысить их в текущем.
- Свердловская область занимает первое место среди регионов УрФО по количеству проданных автомобилей. После нее идет Тюменская, жители которой приобретают более дорогие машины, - рассказала замминистра.
Статистика показывает, что наибольшим спросом у свердловчан пользуются отечественные легковушки, поскольку они дешевле зарубежных. На втором месте по популярности стоит продукция американских производителей, на третьем - корейских. При этом автоцентры ориентированы в первую очередь на продажу иномарок. Как рассказывает президент группы компаний Анатолий Бартенев, они составляют 80 процентов ассортимента сети и только 20 процентов - продукция российского автопрома.
На начало 2012 года на Среднем Урале работали 87 автосалонов. При этом постоянно открываются новые центры продаж. Причем они действительно новые - и по форме, и по содержанию: с целым комплексом услуг, включая кредитование, страхование, ремонт. Эксперты отмечают: кризис заставил продавцов авто искать дополнительные формы заработка - они поняли, что выгодно не только продать машину, но и обслуживать ее в дальнейшем. Некоторые центры даже стали реализовывать подержанные автомобили, хотя этот вид товара традиционно считается проблемным - нуждается в тщательной оценке и вызывает больше хлопот с клиентами. Тем не менее специалисты предрекают, что продажи автомобилей с пробегом в автосалонах будут набирать обороты - во всяком случае, подобная тенденция уже отмечена за рубежом.
Только в одном Екатеринбурге в 2011 году реализовано более 40 тысяч новых легковушек. Здесь больше не только спрос, но и предложение, поэтому, помимо жителей самого мегаполиса, сюда приезжают за машинами из других городов и даже регионов. По словам Анатолия Бартенева, 60 процентов покупателей - клиенты из области.
Эксперты отмечают, что во многом подъему автобизнеса способствовала реализация ряда государственных программ, в частности по утилизации старых машин. Так, у екатеринбургской компании, которая является официальным дилером АвтоВАЗа, продажи выросли в 2010 году на 30 процентов, а в 2011-м - еще на 40, рассказал замдиректора Александр Адриянов.
Однако Татьяна Попова отмечает, что программа утилизации все же не помогла существенно обновить автопарк региона. И так как она завершилась, доступность приобретения личного транспорта будет прежде всего зависеть от условий банковского кредитования и выгодных предложений автопроизводителей.