22.05.2012 00:00
Культура

В Москве выступил Израильский филармонический оркестр

В Москве выступил Израильский филармонический оркестр
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №114 (5787)
Читать на сайте RG.RU

Выступлению Израильских филармоников под руководством Зубина Меты в Концертном зале Чайковского придали государственный статус: в публике - дипломаты, со сцены - речи официальных лиц, государственные флаги на экранах. На сцене оркестр под запись телекамер исполнил сочинения Бетховена и Чайковского.

Свой юбилейный 75-й сезон филармонический оркестр Израиля отмечает концертами по всему миру: московское выступление приурочили еще и к 20-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем. Как заметил со сцены Михаил Швыдкой, история этого оркестра доказывает, что музыка выше политики, поскольку израильский оркестр по возрасту старше самого государства Израиль. С Россией же филармоников Израиля связывают не просто дружеские контакты: почти половина музыкантов оркестра - из "бывших" российских. И именно поэтому в звучании оркестра мгновенно распознается яркий, эмоционально заряженный "русский" звук струнных. Эмоциональная напряженность и полновесный оркестровый звук - фирменный почерк и маэстро Зубина Меты. Его подход к партитуре определяется не филигранной детализацией драматургии, а выстраиванием крупными блоками звукового массива, где медленно вызревающее крещендо преобразуется в плотную "кипящую" массу оркестра или неожиданные артикуляции выбивают на первый план отдельные тембры и мотивы.

В Увертюре "Эгмонт", прозвучавшей в программе, Мета намеренно избежал бурного, мятущегося тона бетховенской музыки, спокойно разворачивая классическую ясность ее конструкции. В финале оркестр пришел в бурное движение, но звучал так плотно и напряженно, что поглощались даже возгласы труб и валторн. В Седьмой симфонии Бетховена маэстро сосредоточился на внутренней энергии звука, набирая грандиозные крещендо, "приближая" и "отдаляя" инструментальные группы, мягко "обновляя" звук через пиано. Во второй части таинственную красоту бетховенской "поступи" Мета собрал в строгий мерный шаг с воздушными струнными, а в финале симфонии развернул оркестр во всю динамическую мощь, и "интрига" здесь заключалась не в колористике тембров и тем, а в умении крепко держать эту мощь, лавину форте.

И в этом смысле стиль Меты удачно скрестился с исполнительской манерой Дениса Мацуева, впервые выступившего с Израильскими филармониками и исполнившего Первый концерт Чайковского: мощно, парадно, с техническим шиком и ударной энергией, заставившей зал устраивать неуместные овации после каждой части концерта. Впрочем, израильским музыкантам во время исполнения пришлось выдерживать не только атаки аплодисментов московской публики, но и мобильные звонки, и оглушительный шум работающих камер. Конечно, это вряд ли повлияет на "дружбу и сотрудничество", но осадок остался.

Классика