24.05.2012 00:20
Авто

Владимир Баршев: Электромобиль предназначен для обеспеченных людей

Корреспондент "РГ" на неделю сменил свой бензиновый автомобиль на электрический
Текст:  Владимир Баршев Олеся Курпяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №116 (5789)
Читать на сайте RG.RU

В последнее время всерьез обсуждаются предложения по предоставлению некоторых преференций для электромобилей в России.

Например, в Москве предлагается даже разрешить им двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Это стандартный европейский опыт. Такие преференции есть у электромобилей в некоторых европейских странах, например в Швеции. Однако количество машин на электротяге, двигающихся по городам даже европейских государств, очень незначительно.

Между тем список компаний, производящих такие аппараты, довольно обширен. Тут и Nissan, и Mitsubishi. Производят электрокары GM и даже Volvo. Однако из всех производителей только один сертифицировал свою продукцию для продажи на российском рынке. Это именно Mitsubishi. Их электромобиль под названием I-MiEV уже продается в салонах. Правда, особой популярностью пока не пользуется.

И дело, наверное, не только в том, что менталитет у нас не европейский. Стоит этот агрегат, как автомобиль премиум-класса - миллион 800 тысяч. Хотя сам довольно маленький и не сильно репрезентативного вида.

Надо сказать, что 38 процентов его стоимости составляет таможенная пошлина и НДС. Впрочем, сейчас по предложению Федеральной таможенной службы России Таможенный союз рассматривает возможность обнуления пошлины. Тогда автомобиль подешевеет где-то на 25 процентов (минус 20 процентов пошлины и насчитанного на него НДС).

Другой фактор, который пока не делает электрокары популярными у нас в стране, - это отсутствие инфраструктуры для этого автомобиля. Ведь, владея электрокаром, хочется быть уверенным, что в случае чего не придется вызывать эвакуатор. Кстати, короткий пробег и длительный срок зарядки - это проблемы не только данной модели, а вообще всех таких машин.

Итак, как же жить с этим автомобилем и для кого он вообще предназначен? Это чудо инженерной мысли можно сравнить с мобильным телефоном или планшетником. Именно такое впечатление произвел автомобиль на всех, кого я на нем катал. Возможность зарядки от обычной электророзетки только придает ему сходство с гаджетом. Вы перед сном ставите на зарядку свой мобильник? Точно так же надо ставить на зарядку и автомобиль.

Отсюда вырисовывается первое необходимое условие для содержания подобного аппарата: наличие гаража или места стоянки, оборудованного розеткой.

Полной зарядки при идеальных условиях эксплуатации должно хватать на 150 километров пробега. Но, к сожалению, наше движение назвать идеальным трудно. Поэтому надо мириться с тем, что зарядки хватит только на 100 - 120 километров. Если при этом использовать кондиционер или печку в максимальных режимах - пробег будет еще меньше.

За время управления этим гаджетом мне выпали и холодные, и жаркие деньки. В один из таких жарких дней 70 километров я ехал шесть часов. Само собой, при включенном кондиционере. Когда до гаража оставалось 18 километров, автомобиль показал мне, что на оставшемся заряде сможет проехать только 28. Настала пора жесткой экономии. Кондиционер был выключен, а коробка передач переведена в экономный режим.

Тут надо немного рассказать, как работает автомобиль. Пока вы нажимаете педаль газа, электричество расходуется. При отпущенной педали газа или нажатии на педаль тормоза включается функция рекуперативного торможения - по сути, торможение двигателем. В этом режиме аккумуляторы начинают заряжаться. У коробки передач есть три режима: обычный ("D"), комфортный ("C") и экономичный ("B"). В комфортном режиме функция рекуперации включается не скоро. В экономичном режиме - сразу после того, как вы отпустите педаль. Из-за этого возникает ощущение, что машина дергается. Комфортным такое движение назвать нельзя, зато заряд сохраняется намного дольше.

Машина не любит скорости и резких ускорений. До 60 км/час она разгоняется довольно шустро - за 4,5 секунды. А дальше про динамичную езду можно забыть. Максимальная сокрость заявлена 130 км/час. Но оптимально - 60-80 км/час. При этом и батарея меньше разряжается. Это ведь сити-кар. Больше 80 в городе и не требуется.

А теперь об экономичности этих автомобилей. Емкость батареи - 16 киловатт-час. Максимум, на сколько я заряжал автомобиль, - на 14 киловатт по счетчику. В деньгах это чуть больше 50 рублей. При ночном тарифе, если такой у вас есть, - около 8 рублей. Для сравнения, на 100 километров пробега моему "Опелю" требуется бензина на 250 рублей. Стоит также учесть, что электромобиль не требует расхода масла. Если посчитать всю эту экономию исходя из того, что человек в день будет проезжать по 100 километров, получится, что за 10 лет на одном бензине я сэкономлю 800 тысяч рублей. Производитель дает гарантию на электромобиль на 5 лет. При этом на стендовых испытаниях было установлено, что за 10 лет при режиме постоянной разрядки-зарядки батарея потеряет не более 20 процентов емкости.

Так для кого этот автомобиль? Он для довольно обеспеченных людей, у которых это будет вторая, а то и третья машина, предназначенная только для города и поездок по магазинам. При этом у владельца электрокара должен быть гараж или стоянка поблизости от дома, где есть розетка для зарядки.

Легковые авто