Вступление России в ВТО может обернуться серьезными проблемами для машиностроения Челябинской области, занимающего второе место в товарной структуре экономики региона и в значительной степени работающего на оборонные заказы.
Как признал в ходе посвященного этой теме круглого стола председатель комитета по промышленной политике Заксобрания области Андрей Самсонов, комплексная программа развития отрасли, завершившаяся еще в 2005 году, не смогла обеспечить предприятиям уровень модернизации, достаточный для уверенной интеграции в мировую экономику. Сегодня в недрах областного парламента разрабатывается проект нового регионального закона о промышленной политике, в основу которого положены принципы кластерного развития экономики и ставка на технопарки. Над конкретными механизмами защиты промышленников ломают головы и члены специально созданной рабочей группы.
Впрочем, возможностей "прикрыть" машиностроителей на региональном уровне немного. К примеру, переход на долгосрочный оборонзаказ, позволяющий планировать экономику предприятий хотя бы на 3-5 лет, от региональных властей не зависит. Равно как и рост тарифов естественных монополий, стабильно - по общему заключению промышленников и законодателей - превышающий темп инфляции. Помимо набивших оскомину жалоб на стоимость энергоносителей, отчетливо обозначилась новая проблема - транспортная. В связи с "незаинтересованностью в сотрудничестве", которую демонстрируют железнодорожники, предприятия все чаще приобретают собственный грузовой автотранспорт - хотя бы ради того, чтобы не сорвать выполнение обязательств перед партнерами. К примеру, производимые в Троицке Челябинской области электротехнические компоненты с некоторых пор возят на Украину фурами, а стоимость доставки продукции на Дальний Восток делает потенциальное сотрудничество с тамошними потребителями нерентабельным.
- Какой инвестор захочет вкладываться в Россию при таких темпах роста тарифов, не говоря уже об изначально высокой себестоимости продукции? - задает сакраментальный вопрос директор керамического завода Сергей Мостинец.
- Чтобы выйти на новый уровень качества и производительности, которая у нас в 5-6 раз отстает от европейской, необходимы долгосрочные вложения под низкий процент, - дополняет руководитель электромеханического завода Сергей Никитин. - Но брать кредит под 11-12 процентов годовых предприятиям при рентабельности 5-6 процентов - равносильно самоубийству.
Промышленники приводят опыт Чехии, где государство компенсирует предприятиям половину тела кредита на модернизацию, причем полученного под общеевропейские 4 процента годовых.
В общем, подвел итог дискуссии один из ее участников, ВТО - это инструмент, придуманный сильными странами для вскрытия рынков слабых стран. Цену интеграции в мировую экономику, раз уж этого не избежать, надо представлять себе трезво. И главной задачей на первом этапе станет удержание собственного рынка.
Между тем
Только 100 машиностроительных предприятий Челябинской области из 618 демонстрируют положительную динамику.