Как пояснил на последнем заседании правительства Москвы руководитель департамента культурного наследия Александр Кибовский, содержание таких домов является проблемой во всем мире. В Европе это обычно возлагается на самих жителей, что в силу разных обстоятельств пока невозможно в нашей стране. Причин много. И то, что в таких домах помещения, как правило, имеют разную форму собственности: например, квартиры принадлежат физическим лицам, а магазин в этом же доме и офисы - юридическим. И вот попробуй жильцы договорись с владельцами магазина или офиса о предстоящем ремонте! И то, что владельцами квартир в таких домах в центре Москвы нередко являются пенсионеры, которым реставрационные работы, как правило, очень дорогие, просто не по карману.
Между тем 23 из 519 домов-памятников в Москве уже находятся в аварийном состоянии - того и гляди начнут падать балконы и рушиться лепнина на головы прохожих, а еще 120 в неудовлетворительном. В них требуется срочная замена инженерных коммуникаций, ремонт крыш, фасадов и т. д. Но именно до этих домов, от которых в первую очередь зависит исторический облик Москвы, у городских властей десятилетиями не доходили руки. И лишь в декабре прошлого года правительство Москвы приняло решение о частичном финансировании капремонта этих зданий из бюджета города на условиях софинансирования жителями, которые должны вложить в предстоящий ремонт не менее 5 процентов его стоимости. Для обычных домов такая программа в городе действует еще с 2011 года. В частности, в 2012 году по ней должно быть 234 дома, на что из бюджета выделено 6,2 млрд рублей. Для тех же, кто проживает в памятниках, потребовалось сначала решить целый ряд технических моментов. Таких как, например, какие виды работ считать реставрационными и более дорогостоящими, а какие оплачивать на общих основаниях. Ведь перекладка труб и в доме-памятнике, и в обычной пятиэтажке ничем не отличается друг от друга, а ремонт фасада - другое дело. В итоге решено, что 12 видов работ из 54 будут считаться именно реставрационными и иметь право на поправочный коэффициент. Благодаря этому ремонт домов-памятников обойдется городу в полтора-два раза дороже обычного капремонта жилья.
Определен порядок и кто решает, какие именно работы должны быть выполнены на каждом из домов и кто потом их принимает. Таким образом, сказал Кибовский, с 2013 года москвичи смогут подавать заявки на выделение субсидий на ремонт их домов.
Но в любом случае, подчеркнул он, инициатива должна исходить от самих жителей. Никто не придет и не скажет: "А давайте-ка мы отремонтируем вам дом", если они не подадут заявку в департамент капремонта жилья и не решат с соседями, какое участие они готовы принять в этих работах, как материальное, так и в решении множества оргвопросов, возникающих в ходе любого ремонта. Например, проводить его с отселением или без, в какие сроки могут выехать жильцы и насколько и так далее. Первые 8 ТСЖ уже вступили с властями в переговоры по этому поводу. Кибовский не скрывает, что приоритет будет отдан тем, кто захочет вложить большую долю необходимых средств.