Как выяснили корреспонденты "РГ", похожая ситуация и в других областных центрах ЦФО.
Без разметки
Первый опыт контроля за качеством со стороны брянской мэрии получился неоднозначным. Сначала глава администрации Сергей Смирнов заявил, что поручил подготовить так называемые дефектовые ведомости. Потом власти сообщили, что готовится представительная комиссия с участием общественности, которая проедет по городским улицам и посмотрит, что стало с асфальтом, который укладывали год или два назад. Объезд был обставлен как грандиозное событие, к которому готовились более месяца. Наконец чиновники и общественность ринулись в бой. И обнаружили то, что гораздо точнее и быстрее, а главное - беззатратно мог бы изложить любой таксист. Свежеслепленные дороги на Чкалова и Шолохова уже рассыпаются и разметку смыло. Улица Профсоюзов произвела на контролеров "удовлетворительное" впечатление, хотя тут отмечена и "локальная ямочность", и расслоение полос. Ошеломительное впечатление на автомобилистов произвело заявление городских чиновников о том, что подрядчики якобы до 30 мая исправили свой брак.
Но подоспело время отчета городской администрации в областной Думе. Сам мэр сюда не явился, а отправил заместителя Юрия Бездудного, который в администрации отвечает вовсе не за дороги. Неприятности у чиновника начались уже с первого вопроса, который задала сенатор Людмила Нарусова. Она заявила, что новая дорожная разметка почти смылась, и поинтересовалась секретом краски. Вице-мэр, однако, стал убеждать, что материал стандартный, чем вызвал недовольство депутатов. По мнению Вячеслава Тулупова, чиновник не имеет права утверждать, что дорожники используют хорошую краску и качественный асфальт хотя бы потому, что "никто этого не проверял".
Бывший глава города Игорь Алехин, однако, решил уточнить, какой же лабораторией пользуются власти, проверяя качество асфальта. И выяснилось, что объезд городских дорог не расширил знаний чиновников. Юрий Бездудный признался, что ответа на острый вопрос не знает. Но даже если власти пользуются какой-либо лабораторией, ни одного отчета они не публиковали. Иначе говоря, сами заказывают дороги и сами их проверяют, не отчитываясь перед налогоплательщиками.
Не сработал даже аргумент, который выглядел беспроигрышным. Юрий Бездудный пожаловался на то, что город обделили:
- Из областного дорожного фонда Брянску дают только 70 миллионов рублей. У соседей другие доли. В Орле дорожная сеть вдвое меньше нашей, но он получил 200 миллионов. Так что Брянск вправе претендовать на 40 процентов фонда.
- Мы можем отдать городу все два миллиарда дорожного фонда, но дороги лучше не станут, - убежден председатель думского комитета Николай Лучкин. - Мы трижды рассматривали в Думе эту проблему, но у городской власти до сих пор нет концепции. Юрий Бездудный говорит, что город имеет права на 40 процентов дорожного фонда. Однако, когда попросили заместителя мэра Сергея Лысенко подготовить расчеты, были названы другие цифры.
Мало дали
Проверкой состояния дорог озаботились и ярославские власти. В регионе этим в июне займется межведомственная комиссия, в которую вошли чиновники, инспекторы ГИБДД, дорожники и транспортники. А в областном центре эту работу начали еще раньше. И первые выводы безрадостны: на приведение полотна в порядок потребуются колоссальные средства.
Дороги в городе оказались настолько плохи, что на одной из улиц пришлось даже поменять движение общественного транспорта - пустить его в объезд. Между тем, по признанию мэра Евгения Урлашова, предыдущая городская администрация предусмотрела на выполнение работ по текущему содержанию и ремонту улично-дорожной сети в первом полугодии 2012 года всего 10,9 миллиона рублей. При этом "умудрилась не подготовить проектно-сметную документацию", из-за чего из регионального дорожного фонда удалось получить только 166 миллионов.
- Сейчас мы усиленными темпами готовим проектно-сметную документацию по остальным улицам, - сказал Евгений Урлашов. По его мнению, областной столице из дорожного фонда должны выделять гораздо более серьезные деньги, чем сейчас, когда город получил на решение своих дорожных проблем лишь четыре процента от общего объема средств.
- Именно жители Ярославля в основном и формируют этот фонд, поскольку здесь живет основное количество плательщиков транспортного налога и потребителей бензина. А значит, доля Ярославля должна быть значительно больше.
Показали в красках
В Твери мэрия получила дополнительные средства благодаря судебным искам. Прокуроры нескольких районов города подали в суд на администрацию и строительные компании с требованием в кратчайшие сроки устранить все повреждения дорожного полотна на магистральных улицах.
Общая сумма финансовых вливаний в ремонтную кампанию составит 187 миллионов рублей, и 120 из них выделено дополнительно. Однако фактический ремонт начнется не ранее августа. В соответствии с федеральным законодательством о госзакупках, подрядчиков на выполнение работ выбирают открыто на конкурсной основе. И сейчас власти только готовят пакет конкурсной документации.
Мерам прокурорского реагирования предшествовала акция по маркировке краской наиболее опасных и аварийных участков дорог. Молодежная организация "Комитет гражданского действия", вооружившись баллончиками с краской, вышла ночью на магистрали и обвела разными красками все обнаруженные ямы, бугры и колдобины. В результате наутро водители увидели по большому счету разноцветные дороги - так много повреждений оказалось на них. Кстати, на одном из препятствий два колеса своего авто не так давно пробил экс-губернатор Дмитрий Зеленин (о чем он немедленно сообщил в микроблоге в "Твиттере").
В эти дни городские дорожные службы обязаны завершить аварийный ремонт полутора десятков магистральных дорог. Работы, действительно, идут, правда сопровождаются лавиной критических отзывов в соцсетях, блогах и СМИ. Жители недовольны качеством проводимого ремонта.
"Косметика" с паузами
Похожие претензии звучат и в адрес воронежских дорожников, которые работают в две смены. По информации мэра Сергея Колиуха, асфальт должны подновить на сотне с лишним улиц. И уже хорошо, что подрядчиками на этот раз стали фирмы с собственной техникой и штатом квалифицированных специалистов. Тем временем собственные недоделки исправляют организации, которые ремонтировали дороги в предыдущие три года. Всего по гарантии предстоит залатать ямы на 65 улицах.
Жителей, естественно, раздражает активность дорожников на участках, где укатывали асфальт и наносили разметку еще полгода назад. Указывают воронежцы и на то, что "косметический" ремонт порой останавливают на полпути, а возобновляют спустя недели или даже месяцы. Аналогичные паузы возникают, когда надо восстановить дорожное полотно после проведения земляных работ. Недавний опрос показал, что воронежцы считают незавершенными работы на 49 из 106 улиц, по которым чиновники готовы подписать акты приемки. По мнению автомобилистов, в городе незаслуженно обошли вниманием съезды с основных улиц во дворы. Впрочем, мэрия объясняет это тем, что не все подобные участки находятся в муниципальной собственности.
Недовольный этой ситуацией губернатор Алексей Гордеев поручил региональному управлению автодорог взять ситуацию в Воронеже на особый контроль. Теперь чиновники принимают жалобы на качество ремонта через сайт управления, а также в ходе встреч с активистами движений "Убитые дороги" и "Наше общее дело". Оплачивать работы обещают только после устранения дефектов. По предложению общественников в план ремонтных работ включены подъезды к социальным учреждениям и ряд других объектов улично-дорожной сети.
В Костроме асфальтирование дорог в этом году не запланировано. По информации городской администрации, рассчитывать следует только на ямочный ремонт по гарантии, составляющей пять лет. При этом состояние дорог в областном центре уже не первый год оставляет желать лучшего. Однако на полноценный ремонт дорог денег в бюджете нет.
По состоянию на середину мая в областном центре были обследованы 72 объекта дорожной инфраструктуры, и в половине случае, по данным городской администрации, есть серьезные нарекания. Часть власти обещают устранить уже до конца месяца, но речь идет только о латании дыр.