21.06.2012 15:40
Культура

Владимир Войнович: Чонкин - совсем не идиот

Текст:  Лариса Ионова (Ростов-на-Дону)
Имя писателя Войновича ассоциируется с простым русским солдатом Иваном Чонкиным. Народный герой, в котором немножко от Василия Теркина, а еще немного от бравого солдата Швейка, родился в романе "Жизнь и необыкновенные приключения Ивана Чонкина", и с тех пор слава не покидает его создателя.
Читать на сайте RG.RU

Но проснулся знаменитым Владимир Войнович гораздо раньше, задолго до рождения Чонкина. Еще одно творение Войновича знает каждый житель некогда большой страны, и даже нынешнее поколение на каком-то генном уровне может подпеть мелодии: "Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперед от звезды до звезды..." Правда, песню знают все, а что ее написал тот же самый Войнович, забыли.

От звезды до звезды

Российская газета: Владимир Николаевич, а как же вы, столь сатирически настроенный человек, придумали такую патриотическую песню про космонавтов и как она попала на вершины советского музыкального олимпа?

Владимир Войнович: Это длинная история. В 1960 году я устроился работать на Всесоюзное радио, в редакцию сатиры и юмора. Было очень трудно: я приехал из провинции, из Керчи, куда попал сразу после армии, и долго мыкался по Москве. Работал на стройке, учился в институте. К тому времени женился, и нужно было зарабатывать деньги, а я не зарабатывал. Устроился в какую-то газету, но меня оттуда уволили по истечении испытательного срока.

РГ: Репортаж не написали?

Войнович: Нет, я написал фельетоны, и у меня стало много врагов, правда, и газета стала популярнее. Называлась она "Московский водопроводчик", городского треста водопровода и канализации. Но дело в том, что управляющему трестом нужно было устроить в газету своего племянника, поэтому я не прошел испытательный срок. И вот я устроился в редакцию сатиры и юмора, там мы выпускали передачи, которые считались юмористическими. Я этот юмор не всегда понимал. Мне тоже поручили сделать передачу, нужно было собрать юморески других авторов. Сделал подборку, сложил в пакет и предложил главному редактору. Он вызвал меня и спросил: у тебя чувство юмора есть? Я говорю: "Не знаю". Он: "Все, что ты собрал, в передачу не пойдет". Я приуныл: испытательный срок уже заканчивался, опять, думаю, выгонят. В один из этих моих последних дней в редакции наша редактор Наталья Сухаревич, сидевшая напротив меня, обзванивает разных поэтов-песенников: Исаковского, Матусовского и других. Что-то у них просит, они отказывают, и она разочарованно кладет трубку. Я поинтересовался, чем она расстроена. Наталья говорит, что нужна песня на космическую тему, а все, услышав, что срок на написание всего две недели, бросают трубку. Я тогда говорю: "А давай я напишу". Наталья с сомнением смотрит на меня, я подталкиваю - все равно терять нечего. "А сколько тебе времени нужно?" - "Завтра принесу". - "Ну давай попробуем". Я попробовал. Принес на следующий день, она читает, я пытаюсь по выражению лица понять, нравится ли. Но лицо непроницаемо. Потом она придвигает к себе телефон, звонит Фельцману. "Оскар Борисович, у меня для вас гениальный текст. Записывайте!" В тот же день Фельцман написал музыку к моим стихам, а вечером был вызван певец и артист Трошин, и песня была записана на пленку. На другой день она стала знаменитой.

РГ: А вы тогда гордились нашими успехами в космонавтике?

Владимир Войнович: Вообще я редко испытываю чувство гордости и гордиться чем бы то ни было не люблю. Просто тема была мне близка, я провел шесть лет в авиации: четыре года учился в аэроклубе, два служил в армии, так что остался романтиком всего летающего. А космических полетов тогда еще не было, в космос летали только собачки.

Откуда в космосе пыль

РГ: То есть ваша песня появилась в нужное время. Ни одной строчки в ней не изменили?

Войнович: Пытались. Песню чуть ли не каждый день играли по радио, но пластинки еще не было. И вот звонят мне из музыкальной редакции и говорят, что хотят записать пластинку, но есть возражения против одной строчки. Там было "На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы". "Ну что такое пыльные, - говорит редактор. - А почему они пыльные?" Я говорю: "Ну знаете, космос, там космическая пыль, дворников же нет, тропинки и стоят пыльные". Редактор мне: "Нет, давайте напишем "на новых тропинках". Я: "Нет, нельзя, потому что будет идеологическая ошибка (а тогда при слове идеологическая ошибка редакторы падали в обморок). Если напишем "на новых", то люди подумают, что там были старые тропинки". "Тогда давайте - "на первых тропинках", - предлагает редактор. Тут я рассердился: "Так мы не напишем, потому что это плохо, а на пыльных - это хорошо". Она говорит: "Тогда не будет записана пластинка". - "Ну и не надо", - сказал я. И после этого еще целый год пластинки не было. А потом полетели в космос Николаев и Попович, они спели эту песню в космосе, и после этого Хрущев пропел один куплет с трибуны Мавзолея, а газета "Правда" напечатала в двух номерах подряд текст этой песни. И после этого музыкальный редактор позвонила мне и сказала: "Давайте запишем вашу песню!" Я говорю, давайте, но у меня есть поправка. Там знаете, говорю, есть слово "пыльные", надо бы его заменить. Женщина испугалась: "Как, что вы, вы знаете, кто эту песню цитировал?" Я-то знаю, кто цитировал, но знаю, и кто написал. Автор имеет право исправить. А реально в песне изменили совсем другую строчку. На ТВ была встреча с космонавтами Николаевым и Поповичем. В стихотворении было: "А давайте-ка, ребята, закурим перед стартом". Они мне сказали, что космонавты не курят. После этого стали петь "споемте перед стартом".

РГ: Гонорар за песню получили?

Владимир Войнович: Даже до сих пор помню. Самый первый гонорар был небольшой, 60 рублей. Но потом я за каждое исполнение - на пароходе, в ресторане, получал авторские.

РГ: Вы сказали, что редко испытываете чувство гордости. А какое часто?

Войнович: Чувство смущения. Когда я что-то написал, я всегда сомневаюсь. И пока пишу, все время переделываю и переделываю много раз, пока произведение не опубликовано и уже нет возможности переделать.

Чонкин совсем не идиот

РГ: Поэтому так долго писали приключения Ивана Чонкина?

Войнович: Он не мог бы родиться, если бы у меня не было такого жизненного опыта. Если бы я не жил в деревне, не служил в армии, не работал в колхозе. Чтобы создать такой образ, надо хорошо знать деревенскую и армейскую жизнь. Когда я жил в деревне и служил в армии, я видел много смешного, забавные характеры и нелепые ситуации. Не зря говорят: кто в армии служил, тот в цирке не смеется. То есть в армии жизнь такая смешная. Была и есть. Потому что армия - специфический такой организм, там всегда много смешного и нелепого. Иван Чонкин - собирательный образ. Просто таких чонкиных много в армии, они есть и сейчас. Мне даже солдаты говорят: а у нас тоже есть Иван Чонкин!

РГ: Это и предопределило успех произведения?

Войнович: Чонкин - это такой народный характер, и в нем, особенно в советское время, люди узнавали многие реалии социалистического бытия, которые я высмеял, а читатели тоже начинали понимать, что это смешно. Я не задумывал моего солдата как идиота. Просто он оказывался в настолько идиотских ситуациях, в которых нормальный человек вполне может стать идиотом. А это наши обычные советские ситуации. Роман состоит из трех книг. Третью я закончил пять лет назад. Получилось все жизнеописание Чонкина от его молодых лет до теперешних 70 с лишним.

РГ: И чем он сейчас занимается?

Войнович: Он сейчас старый человек и живет в Америке.

РГ: И тоже смешно?

Войнович: Не очень. Дело в том, что когда человек молодой попадает в разные ситуации, - это весело, а когда старый... Старость - это вообще возраст не очень смешной. Это скорее конец - грустный, печальный, лирический.

РГ: А в Америке вообще можно найти смешное?

Войнович: Этого добра много везде. Просто про свою страну много знаем, а про ту - не очень.

РГ: А что бы вы хотели еще написать?

Войнович: То, что я пишу сейчас. Я в начале пути. Это не автобиография. Это роман о современной жизни. А больше пока ничего не скажу.

Литература Ростов-на-Дону Юг России