Завтра в подмосковном Жуковском открывается Второй международный форум "Технологии в машиностроении - 2012". На нем будут подняты проблемы машиностроительной отрасли и проанализированы возможные пути их решения.
Считаю необходимым сконцентрироваться на решении ключевых задач создания конкурентоспособной отечественной промышленности. Это прежде всего технологическая и инфраструктурная модернизация основных фондов, инновационное развитие, усиление кадрового потенциала. Приоритетными должны стать проблемы развития ОПК как фундамента национальной безопасности и генератора инновационного развития всей промышленности. Не снижается и актуальность кадровой проблемы в промышленности и связанной с этим реформы отечественного образования.
Создание конкурентоспособной отечественной промышленности особенно важно в обстановке адаптации российской промышленности к условиям ВТО. Прежде всего мы должны максимально продуктивно использовать переходный период. За это время необходимо реализовать комплекс мер, которые должны позволить предприятиям и целым отраслям не только выжить, но и вписаться в новые экономические условия.
Если же учитывать, что более 40% российской экономики так или иначе связано с госсектором, становится очевидным, что без серьезной господдержки промышленности не обойтись.
Здесь необходимо использовать весь арсенал средств, чтобы обеспечить государственный заказ в первую очередь российским производителям. Тем более что соглашение о равном доступе отечественных и зарубежных компаний к конкурсам на госзаказ не является обязательным для всех членов ВТО, это добровольное решение стран. К этому можно добавить целесообразность установления контроля цен на энергоносители, реализации программ выдачи субсидий производителям техники с целью ее удешевления для потребителя, возврата обрабатывающим отраслям НДС при экспортных операциях, выделения субсидий на НИОКР и внедрение новых технологий.
Особая поддержка в контексте государственной стратегии развития необходима именно тем предприятиям, которые модернизируют свои производственные мощности. Поэтому разумными и своевременными видятся следующие основные меры: введение налоговой льготы на первые 5-7 лет после строительства новых мощностей в виде нулевого налога на имущество; отмена НДС и таможенных пошлин на ввозимое высокопроизводительное зарубежное оборудование и комплектующие, которые не производятся в России; исключение из налоговой базы по налогу на прибыль части прибыли, направляемой на техническое перевооружение предприятия; выделение долгосрочных кредитов с низким процентом конкретно под цели модернизации и обновления парка оборудования для предприятий машиностроительного комплекса; компенсация ставок по кредитам, направляемым на инвестпрограммы. Эти меры следует реализовать законодательным путем.
Конкурентоспособность российской промышленности существенно снижает наличие ряда системных проблем. Среди них и едва ли не предельный уровень износа основных производственных фондов, и высокая энергозатратность производства, низкая инновационная восприимчивость и низкая активность большинства предприятий. На этом фоне работе по минимизации возможных отрицательных последствий и максимизации положительных сторон присоединения к ВТО должен быть придан исключительно напряженный и целенаправленный характер. И в первую очередь в законодательной сфере. Именно в ней существует целый комплекс мер, которые можно грамотно сочетать в интересах повышения конкурентоспособности отечественной промышленности при минимальных потерях для государственного бюджета.
Первый блок таких мер - это совершенствование системы нетарифных мер защиты внутреннего рынка. Второй блок - фискальный, который направлен на улучшение экономических условий финансирования российских предприятий, на снижение рисков их банкротств. Это меры, направленные на смягчение налоговой нагрузки на предприятия, обновляющие производственную базу, применяющие инновации, закупающие за рубежом не готовую продукцию, а средства и технологии ее производства.
Третий блок - совершенствование систем госзаказа, госзакупок, установление государственного контроля цен на энергоносители. А также меры поддержки отечественного производителя при помощи специальных программ типа хорошо зарекомендовавшей себя программы утилизации автомобилей.
Четвертый блок - снижение банковского процента по кредитам реальному сектору экономики. В Канаде, например, кредиты машиностроителям предлагаются по ставке 0,5% годовых на 10 лет в случае, если средства вкладываются в обновление технологической базы предприятия или сохранение рабочих мест.
Такой комплекс мер вполне может составить основу наших подходов. Однако необходимо настойчиво продолжать поиск и других эффективных инструментов парирования негативных последствий от вступления в ВТО. Вместе с тем ВТО - это не только угроза и риски. Это и новые возможности по расширению рынков сбыта, международной кооперации, трансферту технологий. И эти возможности также должны быть использованы с максимальной пользой для развития отечественной промышленности.
Значение предстоящего форума трудно переоценить. Фактически это проверка способности и готовности отечественного машиностроения решать фундаментальные задачи инновационного развития экономики России. А задачи перед российским машиностроением стоят очень непростые. Оно, несмотря на трудности, уже в ближайшие годы должно выйти на траекторию освоения постиндустриальных технологий путем внедрения наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов. Только это позволит российской экономике занять значимое место (примерно 5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 и более секторах.