26.06.2012 00:44
Digital

В РФ появилась структура, защищающая интернет от недобросовестных продавцов

Российский рынок интернет-торговли решил стать консолидированным и прозрачным
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №23 (852)
В России создана Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая будет защищать интернет-рынок от недобросовестных продавцов. Об этом сообщил гендиректор компании Enter Сергей Румянцев, который возглавил ассоциацию.
Читать на сайте RG.RU

"Основная цель создания АКИТ - установление добросовестных принципов конкуренции, создание зоны безопасного сервиса для клиентов на рынке электронной коммерции и борьба с "серым" рынком, - объяснил Сергей Румянцев. - Учредителями ассоциации выступили Enter, Е5, "М.Видео", "Дет ский мир", Media Markt - Saturn, "Эльдорадо", "Ютинет", "Белый ветер Цифровой", "Авирса", Wikimart, Mallstreet.ru, KupiVIP. Мы ожидаем, что в ближайшее время в нее вступят еще примерно столько же игроков".

По мнению Румянцева, сегодня основная проблема отрасли - небезопасность Интернета для совершения покупок: "Сейчас рынок "непричесан" и напоминает офлайн-ритейл 90-х годов. Наша задача - выработать стандарты качества отрасли (обмен, возврат, платежи, доставка) и направить игроков по пути следования этим стандартам. Все члены ассоциации возьмут на себя ответственность за соблюдение качества сервиса".

Также президент АКИТ обратил внимание на то, что чем прозрачнее станет рынок, тем быстрее и качественнее он будет развиваться. "Как только рынок станет более прозрачным, возникнет потребность в расширении товарных категорий, которые представлены для продажи on-line, и бизнес будет охотнее открывать свои представительства в сети. "Чистота" рынка - залог инвестиций в него", - пояснил он.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), общий объем российского интернет-рынка в прошлом году составил 750-850 млрд рублей, или 1,9% от ВВП. Между тем вклад Интернета в ВВП для стран "большой двадцатки" составляет от 1,3% (Индонезия) до 8,3% (Великобритания).

По данным исследований Boston Consulting Group, объем товаров, купленных с использованием Интернета в прошлом году составил 122 тыс. транзакций на специальных платформах. По сравнению с 2009 годом рынок вырос примерно на 30% и в ближайшие 5 лет увеличится еще на 20%.

"Потребление Интернета российским населением включает в себя электронную коммерцию и плату за доступ, - рассказала консультант The Boston Consulting Group Ольга Коцур. - У нас это соотношение 50/50 против 80/20 в Великобритании. Есть уверенность в том, что у нас это соотношение будет меняться по мере того, как бизнес будет уходить в Интернет".

Ольга Коцур отметила, что вся нагрузка по созданию инфраструктуры у нас ложится на телеком-компании, а частные инвесторы составляют только 40% от всех инвестиций. В странах, где бизнес уже активно использует Интернет, частные инвестиции составляют 70%.

По мнению экспертов, компании малого и среднего бизнеса уже начинают оценивать возможности Интернета, но мало кто использует его для решения своих задач. Исследования Boston Consulting Group показали, что основными препятствиями для входа в Интернет МСБ считает недостаток средств для разработки интернет-предложения и времени на поддержание сайта.

МСБ России уже ощутил положительный эффект от использования Интернета: более 30% компаний отмечают сокращение издержек, 10% - повышение производительности труда, 3% - экономию за счет электронного документооборота. "Главные преимущества использования Сети: обратная связь с клиентом, более эффективная коммуникация, оптимизация бизнес-процессов, доступ на новые рынки, таргетированный маркетинг, упрощение процесса подбора персонала, снижение издержек на маркетинг, - говорит Ольга Коцур. - В РФ быстро растут затраты на on-line рекламу в Интернете".

Показательно, что интернет-реклама в России растет более высокими темпами, чем в Европе. По данным исследований IAB, за прошлый год объем российского рынка вырос на 55,5% и составил 1,12 млрд евро, а объем европейского рынка вырос только на 14,5% - до 20,9 млрд евро. Российский рынок on-line рекламы в 2011 году стал шестым по величине среди европейских стран.

Однако нельзя сказать, что российские компании используют Интернет на полную катушку. По наблюдениям директора по взаимодействию с органами государственной власти Google Russia Марины Жунич, основная причина, по которой бизнес идет в on-line, - предоставление контактной информации об организации. "Из всех малых и средних компаний в Интернете 82% имеют сайты-визитки и только 22% используют свой сайт, чтобы связаться с клиентами и продавать услуги, - отметила она. - Сейчас Интернет предоставляет компаниям новые бесплатные решения для продвижения - это бизнес-страницы в социальных сетях

Google+ и facebook. В них уже зарегистрированы сотни тысяч малых компаний. Соцсети предоставляют новые форматы взаимодействия с клиентами - видеочаты, возможность рекомендовать пользователям свои продукты и узнавать их мнение. Среди платных услуг - реклама, всплывающая в поисковых запросах и возможность завести корпоративную почту с указанием своего домена"

Основатель портала Free-lance.ru, руководитель проекта Sopay Антон Мажирин рассказал об основных ошибках, которые совершают при открытии бизнеса в Интернете: "Во-первых, у многих компаний нет четкой цели, они не понимают, для чего нужен сайт. Однако если вы хотите сохранить свой бизнес, вам придется интегрироваться в Интернет. Если вы хотя бы создадите сайт-визитку, появится обратная связь. Во-вторых, не все объективно оценивают свои силы и возможности. К примеру, для создания большого сайта потребуется гораздо больше вложений, чем для создания маленького. И если вы хотите создать огромную сеть типа "ВКонтакте", вам необходима будет большая команда для поддержания сайта. Еще одна проблема - желание все контролировать. Если вы решили сделать сайт и обратились в дизайнерскую студию, то нужно доверять профессионалам, потому что Интернет имеет свои особенности, о которых вы не знаете. Но, с другой стороны, все отдавать на самотек тоже нельзя. Нужно участвовать в процессе".

Интернет