Как обычно проводится эта процедура - всем известно. Надо прийти в ГАИ и подать заявление. Но сначала надо найти окно, где принимают документы, выяснить, кто последний, затем дождаться своей очереди. Сколько это потребует времени - неизвестно. И вот, вы дошли до окошка и сдали документы. Теперь паспортист оформляет заявление, одновременно инспектор проверяет ваши данные и данные о машине. Наконец вы получаете на руки заполненное заявление и отправляетесь на площадку осмотра. А там - снова очередь. И вновь нужно искать, где она начинается, и потом долго проталкиваться к месту осмотра, протолкнувшись, ожидать, пока инспектор соизволит подойти. А он, такое впечатление, вас вообще не замечает...
После осмотра надо оплатить квитанцию и идти стоять в следующую очередь, чтобы сдать документы. После этого остается ждать, когда документы будут проверены, выписаны свидетельства о регистрации и прочее.Все попытки завести электронную очередь упирались в тупик. И талончик с порядковым номером, и электронная запись даже через сайт gosuslugi.ru решали только треть проблемы: очередь на первичный прием документов.
И вот случилось чудо: в нескольких регистрационных подразделениях Москвы смогли ввести такую систему, которая позволяет полностью избавиться от очередей.
Как же это удалось проделать? Для этого потребовалось слегка изменить саму систему. При первичном приеме документов они не проверяются. Паспортистка просто быстро в течение 6 минут заполняет заявление и отдает их обратно автовладельцу. Все действия прописаны по минутам.
Автовладелец приходит в подразделение ГИБДД. В фойе установлены несколько электронных терминалов. Надо выбрать, что именно вы хотите сделать. Например, поставить машину на учет. Затем потребуется вбить номер паспорта транспортного средства и свою фамилию с инициалами. После этого терминал предложит вам выбрать удобный день. Можно и сегодняшний. Я был в подразделении в 8.30 утра, он мне предлагал записаться на 16 часов. Можно воспользоваться и этим предложением, поехать по своим делам и вернуться к назначенному времени. А можно выбрать другой день. Например, я выбрал следующий день. Мне тут же предложили огромное количество выбора. Я записался на 8.07. Тут же получил на руки талончик, в котором было прописано, что в 8.07 меня примут в зале N 1 в окне N 7. Следующий пункт в талончике - 8.24 - площадка осмотра. После этого в 8.39 окончательное оформление - зал N 2, окно N 19.
Что удивительно, весь этот график соблюдается. Человек подал в назначенное время документы, получил заполненное заявление и отправился на площадку осмотра. Там не толпятся в большом количестве автомобили. Там две линии осмотра и на каждой три автомобиля. Сверка проходит быстро и в срок. Если у инспектора возникли сомнения в подлинности номеров кузова или идентификационной таблички, то машина отгоняется в сторону и с ней занимается инспектор по розыску. На очередь это не влияет.
После этого к назначенному времени надо явиться во второй зал и в указанное окно подать документы для окончательного оформления. Документы приняты, и тут начинается их полноценная проверка. Однако и она много времени не занимает. Корреспондент "РГ" просмотрел регистрационные документы, подготовленные к выдаче. Время с момента первичной подачи и до окончательной выдачи - 45 - 50 минут.
Чтобы такая система заработала, требуется много условий. В Москве все столичные регистрационные подразделения были выведены из под управления окружных УВД и подчинены непосредственно столичному Главному управлению ГИБДД.
Еще одно условие - жесткий рабочий регламент инспектора. В подразделении, в котором побывал корреспондент "РГ", каждый инспектор работает четко отведенное время. Например, раз в час у него есть перерыв на пять минут. Раз в три часа - на 15. Если ему неожиданно захотелось в туалет, в зале есть дежурный инспектор, который его на это время подменит. Все эти моменты передышки заложены непосредственно в компьютерной системе, которая в соответствии с ними и распределяет нагрузку на инспекторов.
Система исключает возможность коррупционной составляющей. Невозможно прийти в подразделение на регистрацию так, чтобы тебя провели мимо очереди. Все записано, все ходы фиксируются. Малейшая ошибка - сбой системы. А уж найти того, по чьей вине он случился, несложно. Отсюда возникает другая проблема. Человек опоздал на прием. Что ему теперь делать? Есть возможность записаться заново. Хотя, если у инспектора появляется время, он может сделать исключение и принять документы у опоздавшего. Если повезет, то и на очередь это не сильно повлияет.
Сейчас таким образом оборудованы всего два подразделения. Однако уже в сентябре начнется оборудование еще шестнадцати. Записаться на регистрацию авто или обмен прав можно не только явившись лично в ГИБДД, но и через сайт gosuslugi.ru, а также через портал правительства Москвы pgu.mos.ru.
На начало нынешнего года в Москве зарегистрировано 4,2 миллиона автомобилей. Это на 120 тысяч больше, чем годом ранее.
Ежедневно только одно подразделение ГИБДД в среднем принимает для регистрации автотранспорта 800 человек.
В сутки в Москве проводится до девяти тысяч регистрационных действий.