Хотя авиакомпания "Армавиа" отказалась от одного SSJ-100, но, как объявил в понедельник глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян, в течение ближайших двух-трех месяцев ожидаются контракты на поставку 40 SSJ-100 нескольким авикомпаниям Юго-Восточной Азии, а 20 машин передадут заказчикам до конца года.
Есть новости и по второму новому российскому гражданскому самолету МС-21: представители разработавшей его корпорации "Иркут" сообщили о подписании соглашений с французами о расширении сотрудничества по его производству. МС-21 претендует на 10% мирового рынка узкофюзеляжных самолетов, где сегодня доминируют Boeing и Airbus. Как уточнил в Фарнборо глава "Иркута" Алексей Федоров, пока на МС-21 есть 185 заказов, в т.ч. от "Аэрофлота", и на 71 подписаны протоколы о намерениях. Предполагается, что летные испытания МС-21 начнутся в 2015 г. В корпорации считают, что всего реально выпустить 1200 машин, по 84 ежегодно (для сравнения: Airbus сегодня выпускает до 300 самолетов в год). Всего же российская Объединенная авиастроительная корпорация, по словам ее президента Михаила Погосяна, в 2012-2014 гг. планирует произвести 485 новых самолетов. Кроме того, лизинговая компания "Ильюшин Финанс" подписала на салоне соглашение с панамской South America Aircraft Leasing на поставку 3 Ан-148 и опцион на поставку 12 Ан-148 и Ан-158. Сумма контракта - 420 млн долларов, поставка первого самолета намечена на декабрь. Самолеты производятся в Киеве, но 60% в их стоимости - комплектующие, производимые в РФ.
Объявлено и о том, что наши вместе с итальянцами приступят к разработке легкого вертолета массой 2,5 тонны, пуск в серию которого намечен на 2015 год. Начались поставки вертолетов и для российского минобороны, причем, по словам главы корпорации "Вертолеты России" Дмитрия Петрова, в этом году объем поставок в 7 с лишним раз превышает объемы 2007 года.
На чем лететь к звездам
Главные экспонаты по линии Роскосмоса - копия Международной космической станции в конфигурации 2016 г. и пилотируемый корабль, который в 2018 г. должен прийти на смену "Союзу". Теперь уже не секрет, что он будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью. Максимальный экипаж - 6 человек, масса доставляемого на орбиту груза - 500 кг.
Популярностью в Фарнборо пользуется тренажер, на котором все желающие могут поработать космонавтами и попытаться вручную пристыковать этот корабль к МКС. Кроме того, на салоне представлены макеты находящихся в эксплуатации ракет-носителей "Протон-М" и "Рокот", а также новая ракета-носитель "Ангара", отличительная черта которой - более низкая по сравнению с конкурентами себестоимость выведения грузов на орбиту. Испытания "Ангары" планируется начать в Плесецке в 2013 году. Отмечу еще макет (в масштабе 1 к 5) космической станции "Луна-Ресурс", которая должна доставить на Луну индийский луноход.
Предполагается, что на салоне могут быть подписаны контракты на новые запуски российской ракеты-носителя "Союз-СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане.
А что у них?
Вечные концерны-конкуренты американский Boeing и европейский Airbus сделали ставку на свои самые успешные проекты. Boeing представил чертежи 737MAX, который должен поступить в эксплуатацию в 2017 году - ожидается, в этом году он станет мировым лидером по объему заказов. Пассажирский дальнемагистральный 787-й Dreamliner ("Лайнер мечты", дебютант прошлого салона) участвует в демонстрационных полетах, как и новый Boeing 737-900ER авиакомпании Korean Air.
Airbus вновь показывает самый вместительный пассажирский самолет современности А380, две палубы которого вмещают 800 пассажиров, а также новую версию узкофюзеляжного А-320 и самый маленький из этого семейства самолет А-318. Также концерн объявил о намерении модернизировать свой А330, чтобы он мог конкурировать с Dreamliner, поставки которого начались прошлой осенью.
Один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных самолетов бразильская авиастроительная компания Embraer привезла в Фарнборо макет находящегося в разработке самолета бизнес-класса Legacy 500.
Компания Virgin Galactic представила аэрокосмическую систему, на которой полеты туристов в космос планируется начать до конца этого года. Билеты на ближайшие рейсы уже распроданы. Места забронировали 500 человек из 35 стран. Большинство - из США, за ними с большим отрывом идут британцы. Есть среди очередников и граждане РФ - например, один из создателей "Евросети" Тимур Артемьев. Места зарезервировали и звезды шоу-бизнеса Джон Траволта, Сигурни Уивер и Пэрис Хилтон. Но самым необычным пассажиром Virgin Galactic, вероятно, станет прикованный к инвалидному креслу знаменитый британский астрофизик Стивен Хокинг, которого, по слухам, компания готова повезти "за счет заведения".
Среди вертолетов эксперты выделяют новый легкий одномоторный EC130T2 европейской компании Eurocopter.
Из военных самолетов интерес представляют истребитель Boeing F/A18 Super Hornet и конвертоплан V22 Osprey корпуса морской пехоты США, американский тактический истребитель F16 Fighting Falcon, военно-транспортный C130J Super Hercules, шведский многоцелевой истребитель Saab Gripen, южнокорейский истребитель Т50, которые ежедневно будут барражировать над салоном, а также военно-транспортный А400М.
Одним из центров экспозиции стали и беспилотные летательные аппараты. Они экономичны, выдерживают высокие нагрузки, не нуждаются в экипаже и способны выполнять множество задач. С их помощью можно вести непрерывный мониторинг и контроль воздушного пространства, водной или земной поверхности, производить фотосъемку. Раздел "беспилотников" вошел в обязательную программу экскурсий, проводимых для официальных делегаций.