Впрочем, заметив вчера утром возле Госдумы усиленную охрану, депутат КПРФ Анатолий Локоть сильно удивился: по какому поводу? И обратился к спикеру нижней палаты российского парламента Сергею Нарышкину: "Если это связано с угрозой теракта, то необходимо пригласить главу МВД Владимира Колокольцева, чтобы он дал соответствующее пояснение". "А если это связано с рассмотрением вопроса о вступлении в ВТО, - сделал другое предположение Локоть, - то такие меры не требуются, поскольку регламентные процедуры позволяют рассмотреть и принять документ". "Я тоже не вижу смысла в усилении охраны, - откликнулся Нарышкин, - прошу аппарат и профильный комитет, Яровую Ирину Анатольевну связаться с МВД и решить этот вопрос - снять усиленную охрану. Не нужна она".
"Информация, которая сообщалась, не подтвердилась. Обеспечение общественного порядка осуществляется в штатном режиме, никаких указаний никем не давалось", - отчиталась за выполненное поручение председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Яровая. И действительно, к началу рассмотрения в палате вопроса о ратификации у думского парадного подъезда оставались только одиночные пикеты не желающих в ВТО людей.
Впрочем, в зале пленарного заседания у них оказалось немало единомышленников. "Не дадим за вступление в ВТО ни одного голоса, поскольку мы не видим положительных моментов. Если даже они есть, то количество отрицательных намного больше", - заранее предупредил всех лидер ЛДПР Владимир Жириновский. И объяснил, чем вызвана такая позиция фракции: "Мы будем волочиться в последнем вагоне этого обоза под названием ВТО, где всем верховодят транснациональные компании. В их руках все финансы мира, и они решают, какой курс. Вся продажа идет за доллары и евро. Все рынки в их руках".
"Для нас совершенно очевидно, что Российская Федерация сегодня не готова к вступлению в ВТО, - заявил лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов, добавив, что "справороссы" не противники ВТО в принципе - "это современный, хороший инструментарий для стран с развитой экономикой, для стран с экономикой, где каждая отрасль конкурентоспособна". Однако, по мнению Миронова, "многие наши отрасли неконкурентоспособны, это значит, мы ставим на них жирный крест, а значит, ставим жирный крест на благополучии огромного числа российских семей". Поэтому "справороссы" предложили отложить присоединение РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.
"Вопрос ратификации - не экономический и не финансовый. Это вопрос нравственный, вопрос гражданской совести и мужества, вопрос выживания всего российского народа", - заявил первый замруководителя фракции КПРФ Сергей Решульский, который не увидел "никаких весомых аргументов, основанных на научных исследованиях и строгих цифрах", в пользу немедленного вступления России в ВТО. Он считает, что прежде надо было остановить бегство нашего капитала за границу, ограничить приток иностранных инвестиций в страну, навести порядок в налоговом законодательстве и добиться серьезных успехов в борьбе с коррупцией и казнокрадством. "Решением этих четырех позиций мы могли бы сохранить сотни миллиардов рублей", - заметил Решульский, напомнив, что российские товары не пользуются за рубежом спросом, за исключением нефти и газа. "В 2010 году мы продали за рубеж товаров на 32 миллиарда долларов, а закупили за рубежом на 152 миллиарда", - разница в пять раз, по мнению Решульского, слишком велика, чтобы надеяться на равноправные торговые отношения. "Если нам нечего продавать, зачем нам идти в ВТО на роль потребителя?" - не мог понять депутат КПРФ. Но больше всего он да и многие другие депутаты беспокоились об отечественном сельском хозяйстве, которое, как полагает Решульский, "вступление России в ВТО в ближайшие годы уничтожит".
Сергей Нарышкин спросил первого вице-премьера Игоря Шувалова, который привел на ратификацию в Думу команду министров, почему в правительстве медлят с заключением на депутатские законопроекты, разработанные как раз для того, чтобы нивелировать негативные последствия от вступления России в ВТО для отечественного сельского хозяйства. Шувалов успокоил народных избранников, заключения подготовлены, правительство поддерживает законопроекты.
Министр экономического развития Андрей Белоусов не рисовал перед думцами радужных картин, объясняя, почему России так важно вступить в ВТО. Он признал, что прямые потери российского бюджета могут составить в 2013 году 188 миллиардов рублей, в 2014 г. - 257 миллиардов рублей. "Однако, - заметил министр, - мы исходим из того, что реальные бюджетные потери будут меньше вследствие роста торговли, а значит, и налогооблагаемой базы, и вследствие роста собираемости пошлин, которая прямо связана с их уровнем". Не стоит опасаться, по его словам, и резкого повышения тарифов для россиян после вступления в ВТО - в среднем уровень тарифной защиты снизится на 3,5 процентных пункта, причем произойдет это постепенно. Протоколом предусматривается, что Россия в качестве государства - члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет. К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность.
Андрей Белоусов подчеркнул, что основным преимуществом от членства в ВТО для России станет установление четких правил внешней торговли, стабильность внешнеторгового режима, более активное использование экспортного потенциала, для потребителей - рост качества товаров за счет развития конкуренции. Он добавил, что сейчас правительством принят и реализуется план адаптации экономики к условиям ВТО, включая рассмотрение пакета законопроектов, направленных на поддержку отраслей, где существуют наибольшие риски.
Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству "единоросс" Игорь Руденский предложил коллегам подумать над ответами на вопросы: Зачем России нужно вступать в ВТО? Какие последствия ожидают нашу страну от присоединения к ВТО? И что необходимо сделать для минимизации возможных рисков? У самого Руденского эти ответы уже были.
"Главный наш вывод, подтверждаемый анализом состояния всех основных отраслей экономики, да и самими фактами из мирового опыта, заключается в том, что если мы не хотим оказаться на обочине мировой цивилизации, если не хотим и дальше зависеть от цен на нефть, если и дальше не хотим оставаться в своеобразной изоляции и консервировать свою отсталость, то вступать в ВТО, безусловно, надо", - сказал глава профильного комитета, заметив, что "при всех положительных моментах развития экономики в течение последних лет, мы по-прежнему сталкиваемся с углублением сырьевой специализации, низким уровнем транспортной и энергетической инфраструктуры, кризисом образования, подрывающим качество нашей рабочей силы". "Мы до сих пор не избавились от произвола монополий, от большого числа административных барьеров, у нас медленно внедряются передовые технические регламенты", - констатировал Игорь Руденский. "Безусловно, вступление в ВТО - это не волшебная палочка, по мановению которой мы сразу же решим все наши проблемы в экономике. Но на сегодняшний день вступление в ВТО - это серьезный толчок для всех сфер российского производства к началу реиндустриализации (новой индустриализации) и модернизации", - полагает глава профильного комитета.
Не столь оптимистично настроенная думская оппозиция хотела бы больших гарантий для россиян. Как вступление в ВТО, к примеру, скажется на уровне безработицы?
"Никаких негативных социальных последствий от присоединения к ВТО не будет. Население выиграет от вступления в ВТО просто в силу того, что возрастет конкуренция, и мы считаем, что цены если не снизятся на многие товары, то, по крайней мере, их рост существенно замедлится, - заявил Андрей Белоусов, отвечая на вопрос депутата КПРФ Олега Смолина. - Что касается беспокойства о возможном росте безработицы, у нас никаких трендов и опасностей роста безработицы в связи с присоединением к ВТО не будет". Глава минэкономразвития опроверг и распространяющиеся слухи о том, что россиянам придется платить за газ по мировым тарифам: "Поставки газа на внутренний рынок не должны быть ниже себестоимости. Никаких других обязательств не существует".
"Справоросс" Михаил Сердюк поинтересовался у Белоусова, какие конкретно отрасли промышленности выиграют от присоединения России к ВТО. По словам министра, само по себе присоединение к ВТО не означает "однозначных выигрышей", поскольку "тут надо работать". Однако министр предположил, что значительную выгоду могут получить разные отрасли российской экономики, "начиная от металлургии и химии и заканчивая отраслями машиностроения": "пойдут инвестиции, откроется экспортный рынок".
А чтобы уже всем все стало ясно, Андрей Белоусов уточнил: мы берем на себя обязательства играть по тем же правилам, по которым играет большинство стран в мире. Пока же, по словам министра, "партнеры не понимают, во что мы будет играть - то ли в футбол, то ли в карты".
За вступление в ВТО проголосовали 238 парламентариев, 208 были против, 1 воздержался.