Так как Зориновка находится в ведении РЖД, но расположена на территории Украины, это нередко создает затруднения с соблюдением графика движения поездов, а строительство обходной дороги - проект весьма дорогостоящий.
Однако это магистральное направление (в Ростовскую область и на Северный Кавказ) - одно из наиболее "заполненных" грузами и пассажирами в Европейском регионе России.
Напомним, что после 1991 года схожие ситуации возникли между многими экс-союзными республиками. В том числе между РФ и Казахстаном (станция Жаныбек), Беларусью и странами Балтии, Молдавией и Украиной, а также в Закавказье и Средней Азии.
Таким образом, по мере роста грузо- и пассажиропотоков данные проблемы, естественно, усугубляются. Страны экс-СССР предпочитают временные, но периодически продлеваемые договоренности по аренде (в том числе совместной) такого рода станций и путей.
Как разъяснил бывший сотрудник Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР в сфере транспортной политики Валерий Чернышев, проблема обсуждается и решается в рамках межгосударственного Совета по сотрудничеству в сфере железнодорожного транспорта или в рамках переговоров между руководителями приграничных железных дорог.
Но это, как правило, не пограничные "претензии", как отмечает Чернышев, а вопросы урегулирования нормативов аренды или прав собственности, транзитных тарифов и т.п.
Что касается Зориновки и примыкающих к ней путей, их, по данным Луганской обладминистрации, де-факто арендует российская сторона. Потому сейчас требуются четкое оформление прав собственности по этому участку железнодорожной сети и соответствующие переговоры.
Еще в 60-х и 70-х годах в МПС и Совмине СССР некоторые эксперты предлагали упорядочить межобластные границы между республиками и уточнить принадлежность ряда пограничных станций и мостов. Но предложения такого рода не были приняты, так как никто не предполагал в те годы распада СССР.
Кстати
12 июля в Ялте состоится первое после двухлетнего перерыва заседание украинско-российской межгосударственной комиссии. Стороны планируют поднять вопрос о демаркации границы, а также подписать более десяти документов, главным из которых станет договор о разграничении Азово-Керченской акватории, сообщает "Коммерсант-Украина".