13.07.2012 10:23
Культура

The Division Bell: Подзабытая классика от легендарных Pink Floyd

Текст:  Дмитрий Сосновский
Очевидно, что любовь советской и постсоветской интеллигенции к группе Pink Floyd имеет масштабы, сравнимые разве что с культом группы "Кино" в отдаленно соседствующей с этой интеллигенцией среде. В одной из своих радиопередач Борис Гребенщиков даже заявил, что это явление достойно серьезного научного исследования.
Читать на сайте RG.RU

Однако любовь эта крайне избирательна. За исключением преданных поклонников и меломанов, наши соотечественники знакомы в основном с двумя-тремя альбомами группы, считающимися классическими. Это, собственно, "The Wall”, "The Dark Side of the Moon”, иногда - "Animals” или "Wish You Were Here”.

Воспетое Егором Летовым творчество периода Сида Барретта вообще упоминается редко, когда речь заходит о Pink Floyd - как будто это музыка совсем другой группы. Хотя во многом, конечно, так оно и есть, и об этом стоило бы поговорить отдельно.

После того, как Барретт сделал решительный шаг на своем тернистом пути в вечность и покинул группу, к Роджеру Уотерсу и компании присоединился флегматичный Дэвид Гилмор. Сотрудничество Гилмора и Уотерса подарило миру монументальную "Обратную сторону Луны", которая надолго прописалась в хит-парадах. Постепенно Pink Floyd стал таким, каким хотел его видеть Уотерс - и результатом его доминирования в коллективе стал всеми несправедливо заплеванный, но от этого не менее замечательный "The Final Cut” и двухдисковый бронебойный шедевр "The Wall”, модернизированную версию которого он в прошлом году с триумфом представил в Москве и Петербурге в рамках тура "The Wall Live”.

Но едва ли не меньше внимания, чем "барретовскому" периоду уделяют у нас последним двум альбомам группы, записанным после скандального ухода Уотерса из группы - "Momentary Lapse of Reason” и "The Division Bell”. И если в случае первого это вполне объяснимо и справедливо - очевидно, оправиться от произошедшего музыканты не успели и альбом получился сравнительно слабым - пожалуй, даже самым слабым в истории Pink Floyd - то вторая пластинка достойна самого пристального внимания. Ее с полной уверенностью можно поставить в один ряд с золотыми работами обеих предыдущих эпох в истории группы. Но об этом, к сожалению, знают немногие.

Получив наконец простор для творческих маневров, Гилмор решил доказать не только в суде, что на группе еще рано ставить крест. И с задачей он блестяще справился, создав неповторимое звуковое полотно из 11 прекрасных композиций. Не утратив характерной "флойдовской" космической глубины, легкости и прозрачности, музыка Floyd вдруг стала завораживающе спокойной, лишившись того фирменного "уотерсовского" надрыва, за который так ценят поклонники предыдущие альбомы. И, что особенно ценно, "The Division Bell” не распадается на отдельные песни и слушается на одном дыхании. Снова и снова.

Этим альбомом Гилмор поставил точку в истории одной из величайших групп прошлого века. Здесь уже нет привычной удали и знакомого по прошлым работам Pink Floyd бескомпромиссного протеста. Вместо этого - сосредоточенное осмысление происходившего и происходящего вокруг и печальная задумчивость в воспоминаниях о тех временах, когда "the grass was greener, the light was brighter, the taste was sweeter”.

Альбом The Division Bell на "Яндекс.Музыка"

Рок