Главная новация документа - отмена требования к сроку действия техосмотра при заключении договора ОСАГО. Сейчас ни одна страховая компания не продаст вам полис, если до истечения срока техосмотра осталось менее шести месяцев. С вступлением в силу поправок в закон для страховщиков будет важно лишь наличие талона техосмотра. А сколько осталось до конца его действия - их не касается. Хоть несколько часов.
Именно этот пункт вносил сумятицу и вызывал гневные отклики со стороны автомобилистов. Представьте себе ситуацию. Я, покупая машину на вторичном рынке, заключаю договор купли-продажи. Однако выясняется, что техосмотр у машины заканчивается через три месяца.
Неважно даже наличие талона - лишь бы была диагностическая карта, подтверждающая проведение проверки. Таким образом законодатели разрешили продавать полисы автовладельцам, которые проходят диагностику в специализированных сервисах.
Автомобилистам, которые проходят регулярное техническое обслуживание в дилерском центре, не придется проходить дополнительную диагностику, чтобы по ее результатам иметь возможность купить полис ОСАГО.
Но пока этот закон не вступил в силу, автовладельцы остаются заложниками прежней ситуации. Чтобы поставить машину на учет, я должен предъявить действующий полис страхования ОСАГО. А чтобы купить этот полис, я должен предъявить талон техосмотра, срок действия которого истекает не ранее чем через шесть месяцев. То есть мне сначала надо пройти техосмотр, потом купить полис и только тогда ехать в ГАИ, чтобы поставить машину на учет. Добавим, что я живу в Краснодарском крае, а машину покупаю в Москве. Временный полис сроком на 20 дней я смогу купить тоже только после предъявления талона техосмотра, срок действия которого истекает не ранее чем через полгода.
При этом без полиса я не имею права выезжать на дороги.
Подумав, изучив все тонкости законодательства, проанализировав ситуацию, журналисты "РГ" нашли способ обойти это препятствие. И теперь спешат поведать об этом миру. Тем, кто продает-покупает машины в период, пока поправки в закон об ОСАГО не вступили в силу, посвящается. Пользуйтесь.
Перед продажей машины ее собственник может внести в договор об ОСАГО нового пользователя. А именно того, кому он продает автомобиль. Дело в том, что во всех законах и приказах о регистрации транспорта говорится, что автовладелец должен быть застрахован по ОСАГО. Автовладелец не обязательно хозяин машины. Хозяин машины - собственник. А тот, кто управляет ею по доверенности, - владелец.
Как пояснил "РГ" эксперт страхового рынка Владимир Козлов, благодаря последним поправкам в правила об ОСАГО, которые уже давно действуют, договор не заканчивает своего действия после смены собственника. Он прекращается только по желанию страхователя. Страхователем, кстати, может выступать не только собственник машины, но и владелец.
Итак, вписав в действующий полис ОСАГО нового пользователя, ему таким образом предоставили возможность совершать регистрационные действия. Договор страхования работает, пока страхователь его не расторгнул. Соответственно вы, а также покупатель вашей машины застрахованы. И ГАИ примет от вас все документы и снимет машину с учета или поставит на него именно на том основании, что он имеет право управлять этой машиной и его ответственность застрахована.
У этой системы есть тонкий момент. Дело в том, что собственник все-таки вписан в полис. Поэтому сразу после регистрации машины на нового хозяина, а еще лучше сразу после снятия машины с учета следует снова обратиться в страховую компанию и внести изменения в договор. То есть изменить данные о собственнике. Сделать это может только тот, кто заключал договор со страховой компанией, то есть прежний хозяин машины.
Примечательно, что если у вас так называемый "открытый" полис ОСАГО, то есть полис без ограничения лиц, допущенных к управлению, то вам не потребуется вносить в него покупателя. Просто передать ему в руки этот полис.
Только после перерегистрации машины я советовал бы прийти в страховую компанию и внести изменения в полис. А то и вовсе расторгнуть договор.