Перед уходом на каникулы Госдума приняла в третьем чтении поправки, которые и вводят эти новации. Ставки сборов в ближайшие дни назовет правительство. Но чтобы наладить реальную утилизацию машин, надо будет еще создать механизм, который делал бы этот вид бизнеса выгодным для предпринимателей, отмечают эксперты "РГ".
Нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта "единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом", поясняет первый зампред думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев. По подсчетам минпромторга и минэкономразвития, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - от 150 до 400 тысяч рублей. Для подержанных авто будут применяться повышенные - примерно в 4 раза - коэффициенты. На машины, по которым не уплачен сбор, не будут выдаваться паспорта. Исключения сделаны для авто беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, дипломатов и членов их семей. А также для автомашин,
ввозимых с территорий государств - членов Таможенного союза. Освобождены от сбора и раритетные авто, с момента выпуска которых прошло более 30 лет.
К удорожанию машин сбор не приведет. Ставки, скорее всего, будут такими, чтобы компенсировать снижение пошлин на ввоз машин при вступлении России в ВТО. Сбор вводится по принципу "три рубля плюс, три рубля минус", говорит директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков.
Однако, беспокоится эксперт, новый механизм вряд ли будет способствовать уменьшению количества брошенных машин, ржавеющих на свалках и в лесах. А главная цель законопроекта, которой считается защита экологии, становится чисто декларативной. В России работает две сотни компании, которые готовы по заявкам сами вывозить автомобили на металлолом. Но доля переработки авто составляет всего 2 процента от всего перерабатываемого в стране металла. У нас не хватает инфраструктуры для переработки сырья, не созданы условия, чтобы этот вид бизнеса активно развивался. Между тем, уже в 2013 году утилизировать надо будет более 1,5 миллиона авто, к 2015 году - от 2 до 2,5 миллиона, подсчитали в Госдуме.