Перешли на статику
В Иркутске за первую декаду июля было задержано около полутора тысяч любителей глухой тонировки. Две трети из них добровольно сняли пленку на месте, нескольким десяткам водителей пришлось расстаться с гос-номерами, 350 автовладельцев были привлечены к административной ответственности.
Дало ли это какой-то существенный эффект? Трудно сказать. Позиция непримиримых поклонников тонировки остается прежней - "ездили и будем ездить". Местные интернет-форумы пестрят заявлениями вроде "ну, снял я тонировку, тут же поехал "закатал" машину снова".
Пытаясь обойти запрет, больно ударивший по "самолюбию" (да и по карману тоже), водители пустились на хитрости. Самые наивные просто опускают затонированные боковые стекла. Правда, прохладное лето мало благоприятствует подобным ухищрениям, да и сотрудники ГИБДД, останавливая авто, просят поднять стекла для проверки. Более практичные перешли на тонировку на статике - пластиковую пленку, которая легко снимается, а затем столь же легко возвращается на место. По данным компаний, специализирующихся на автотюнинге, продажи такой "моментальной" тонировки выросли в Иркутске процентов на шестьдесят. Правда, сотрудники ГИБДД, кажется, раскусили и этот фокус: просят водителя не просто снять пленку, но и отдать им "для отчетности".
Впрочем, фирмы, занимающиеся традиционной тонировкой авто, не унывают. По мнению их сотрудников, с наступлением холодов у них будет горячая пора, потому что, по их заверениям, приборы, определяющие светопропускную способность стекол в машине, в холодное время года эксплуатировать нельзя. И все, кто летом вынужден был снять тонировку, не преминут воспользоваться этой возможностью и вновь добавят себе баллов по "шкале крутости".
А весной, глядишь, и у ГИБДД рвения поубавится - примерно так же, как это было с ближним светом фар и наездом на стоп-линию. Тем более что в ГИБДД по Иркутской области признают - инспекторов не хватает. В 600-тысячном областном центре, например, ежедневно на дежурство заступает всего семьдесят сотрудников.
Как в аквариуме
Омские водители новые правила восприняли спокойно. Главным образом потому, что с глухой тонировкой в регионе боролись давно и успели навести относительный порядок. Сразу после своего назначения новый начальник УВД по Омской области Юрий Томчак заявил, что ГИБДД - одна из структур, определяющая "лицо" органов внутренних дел.
- Можно сколько угодно раскрывать тяжкие преступления, но все успехи потонут в жалобах, - сообщил Томчак на своей первой пресс-конференции. - Я уже растонировал свою служебную машину, мне прятать нечего. Дело за остальными. Несогласных накажем по всей строгости закона.
И операция "Тонировка" стартовала едва ли не на следующий день. Как сообщило УГИБДД УВД Омской области, в ходе мероприятия в отношении 109 водителей были возбуждены административные делопроизводства и выданы требования об устранении недостатков в техническом состоянии транспортного средства.
Акция имела широкий резонанс. К фирмам, оказывающим соответствующие услуги, сразу выстроилась очередь. Мастера, прежде предлагавшие сделать напыление на стекло или наклеить пленку, теперь осуществляли демонтаж. Сразу выяснились плюсы и минусы материала. Качественная пленка не доставляла автовладельцам больших хлопот, а вот недорогая китайская продукция требовала дополнительных усилий, поскольку лопалась, рвалась, а также оставляла на поверхности стекла неровный слой клея.
Так или иначе, но спустя месяц городской автопарк было не узнать. Омский авторынок водители даже в шутку стали называть "аквариумом".
Впрочем, поклонники тонированных стекол, конечно же, не перевелись. И спрос, несмотря на запрет, все-таки остался. А он, как известно, рождает предложение. Как и в Иркутске, популярностью стала пользоваться тонировка на статике. В салонах многих авто появились шторки и сетки. Инспекторов подобный "колхозный тюнинг" не волнует.
- В законе говорится только о стеклах, - поясняет юрист Омского центра по защите прав Даниил Городецкий. - Все другие посторонние предметы, которые находятся в автомобиле, пока не запрещены.
Одноименная операция "Тонировка" стартовала и в Новосибирской области. По данным региональной ГИБДД, "в погоню за глухими" было брошено более тридцати экипажей ДПС, оснащенных измерителями светопропускания стекол.
- Всего за несколько первых часов операции сотрудниками ГИБДД Новосибирской области выявлено 261 нарушение правил дорожного движения в части тонировки стекол автомобилей, не соответствующей требованиям технического регламента. На всех водителей были составлены административные материалы, запрещена эксплуатация тридцати единиц транспортных средств, 231 нарушение устранено на месте, - сообщили в ведомстве.
Перешли на съемную тонировку и в Барнауле.
- Чем она хороша? Ее можно очень быстро убрать, отделавшись легким штрафом, и никто не заберет твою машину на штрафстоянку. Мы говорили про тонировку со знакомыми ребятами из ГИБДД - они заверили, что никаких скидок и послаблений не будет. Говорят, начальство особо предупредило по их личным машинам - любое нарушение сотрудником полиции будет караться вдвойне строго. Остается верить, что такая же принципиальность будет проявлена в отношении высокопоставленных чиновников и представителей других силовых структур, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" один из активистов Союза автомобилистов России.
В поисках десяти квадратов
Повышение штрафов за неправильную парковку стало особенно ощутимым в центральной части крупных городов. Так, в Новосибирске эвакуаторы стали активно работать на тех улицах, на которых их отродясь не видели. И водители, которые раньше бросали машины на проезжей части (зачастую - в два ряда), теперь мечутся по дворам, тротуарам и газонам в поисках свободных десяти квадратных метров.
Центр Новосибирска продолжает интенсивно застраиваться офисными высотками, парковок же остро не хватает. Власти, впрочем, считают, что проблема - не в отсутствии места, а в низкой культуре водителей.
- Сегодня платная многоуровневая парковка в центре города, в которую было вложено немало средств, стоит полупустая. Обочины же и газоны вокруг заставлены машинами. Та же картина в жилых кварталах - все норовят поставить машину под окном. Я на днях объезжал город, увидел огромный внедорожник, припаркованный на газоне. Тут же лично вызывал эвакуатор. Это безобразие, - делится впечатлениями мэр Новосибирска Владимир Городецкий.
Однако на всех нарушителей эвакуаторов не напасешься. Да и спецтехники катастрофически не хватает. Так, например, кемеровские автолюбители повышение штрафов за движение по полосе, выделенной для общественного транспорта, просто проигнорировали.
Выделенные полосы в областном центре появились на проспекте Ленина - на участке от улицы Соборной до улицы Тухачевского. Это отрезок дороги - один из самых загруженных общественным транспортом, по нему проходит 64 маршрута.
По мнению местных властей, выделение полосы для автобусов должно было значительно сократить количество автомобильных пробок, ведь, в соответствии с новыми правилами, по ней теперь не могли двигаться личные легковые автомобили и уж, тем более, парковаться по обеим сторонам проезжей части.
Однако, несмотря на установленные знаки и новую дорожную разметку, кемеровские автолюбители и после 1 июля ездят по центральной улице города по старинке. Как впрочем, и маршрутные такси, которые то и дело выскакивают из своей полосы на чужую. В первый день после изменения организации движения сотрудники госавтоинспекции привлекли к административной ответственности двадцать водителей. На второй день было оштрафовано уже пятьдесят.
Похожая картина - и с припаркованными автомобилями. Автолюбителей не смущает и тот факт, что с 1 июля расходы по эвакуации, перемещению и хранению задержанных за нарушение парковки легковых автомобилей начали нести их владельцы. Количество припаркованных автомобилей на проспекте Ленина не уменьшалось. Тогда в ход пошла армия эвакуаторов, и кемеровчане стали убирать с проезжей части свои припаркованные машины. Автомобили, разумеется, никуда не делись и заполонили близлежащие дворы и переулки.