20.07.2012 00:07
Культура

В Москве проходит III международная биеннале молодого искусства

Бывает ли искусство пролетарским? Молодые художники заново ищут ответ на этот вопрос
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №165 (5838)
Среди интересных выставок Международной московской биеннале молодого искусства, которые можно увидеть практически на всех модных площадках Москвы, в том числе Винзаводе, ПRОЕКТ _ FAБRIKA, дизайн-заводе ФЛАКОН, центре ARTPLAY, Центре Фотографии им. Братьев Люмьер, не говоря уж о музеях, особое внимание привлекает стратегический проект, сделанный Еленой Селиной (в Ермолаевском переулке и в ГЦСИ), и выставка молодого художника Арсения Жиляева в ГТГ на Крымском Валу (в рамках Параллельной программы).
Читать на сайте RG.RU

Сближение это, на первый взгляд, выглядит натянутым. С одной стороны - масштабный зрелищный "Неокончательный анализ", избегающий расставлять точки над "i", но похожий на своего рода энциклопедию в жанре work in progress, систематизирующую приемы, темы, поиски молодых художников. С другой стороны - достаточно камерный проект Жиляева, одного из новых "левых", который апеллирует к традициям то ли ЛЕФа, то ли "Пролеткульта", то ли "производственного искусства". При этом Жиляев показывает вполне концептуальный проект, где соединены автопортреты-"самострелы" реальных юзеров, произведения вымышленных персонажей вроде железнодорожника Дондуренко, "советского инженера с непростой судьбой" Белоглазова или молотобойца и скульптора Степана Лугового... За персонажами кроется, конечно, сам художник. Жиляев продолжает традиции Кабакова, но концептуализирует не советский космос, а постсоветскую ситуацию, начиная от 1990-х (о них напоминают "коллажи" и полки в стиле поздней советской эпохи) и кончая ассамблеей на "ОккупайАбай". Соединение получается несколько эклектичным и выглядит амбивалентным. Так, реальные юзеры и участники лагеря "у Абая" превращаются в коллективного героя, потерявшего индивидуальность черт; с другой стороны, вымышленные персонажи советской "пролетарской культуры" выглядят у Жиляева героями почти пародийными.

Тем не менее явно существует зона "пересечения" этих двух проектов. Не потому даже, что "Музей пролетарской культуры" Жиляева мог бы органично вписаться в раздел проекта "Неокончательный анализ", условно названный "Самоанализ", где собраны работы, использующие разные приемы архивации материала. Пожалуй, любопытнее другое пересечение - тематическое. Так, несколько инсталляций, показанных в зале ГЦСИ, фактически работают с той же социальной, индустриальной и музейной тематикой, что и Жиляев. Француженка Сесиль Ибарра представляет "250 синих воротничков", сшитых ею собственноручно. Синие воротнички, синоним армии безымянных работников физического труда, представлены на стене строгими рядами и напоминают о "невидимом" социальном классе, о чьих интересах вообще никто не вспоминает. Другой способ сделать невидимое видимым демонстрирует проект "Веретено" английской группы Bread из Манчестера. Британские художники моделируют пространство ткацкой фабрики, в котором звучат записи голосов рабочих, рассказывающих о своем последнем рабочем дне. Тут же на пересечения нитей идет проекция танца, построенного на движениях ткачей... Фабрика была закрыта в середине 1970-х, на ее месте создан музей, где можно увидеть работающие цеха и узнать, как шел процесс производства хлопковых нитей. Интересно, что проект "Веретено" создавался изначально как музейный. Художники предлагали школьникам поспрашивать родителей о прошлой работе, организовывали мастерские, где они могли почувствовать себя на месте ткачей, использовали музейные аудиоархивы... Иначе говоря, драматичный переход индустриального города к постиндустриальной экономике становится предметом размышлений. Прошлое не отвергается, не вычеркивается. Оно превращается в символическую ценность наследия настоящего. При этом сама инсталляция оказывается пространством поэтическим, многомерным и мультимедийным. Перед нами четкая стратегия, выводящая художника в реальное социальное пространство.

Общее у трех этих работ, что они работают с материалом прошлого, чтобы прояснить конфликты и проблемы настоящего. Они дают возможность "проговорить" травмы истории и тем самым найти подходы к решению нынешних проблем. При этом показательно, что это исследование происходит одновременно на территории музеев и современного искусства. Похоже, от этого избирательного родства можно ждать много интересного.

Актуальное искусство