В то же время у партнеров России по Таможенному союзу - Беларуси и Казахстана - утилизационный сбор вводиться не будет. На уровне правительств принято устраивающее всех компромиссное решение. "Оно заключается в том, что наши партнеры сохраняют те меры тарифной политики и тарифной защиты, которые действуют в настоящий момент", - цитируют информагентства слова Премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Введение подобного сбора - это несомненный плюс для России, которая всегда пыталась защитить от угроз извне свой автопром. А в Беларуси, которая вынуждена ориентироваться на импорт легковых автомобилей, нововведение стало бы серьезным испытанием для авторынка и сильным ударом по кошельку покупателей.
Генеральный директор холдинга "Атлант-М" в Беларуси Сергей Самойло прогнозирует: в связи с сохранением тарифной политики сложится ситуация, когда одни модели новых автомобилей в силу разного уровня пошлин и сборов окажутся дороже в России, другие - в Беларуси. А по подержанным автомобилям, скорее всего, уровень цен в России будет выше.
Подобная ситуация может спровоцировать очередное паломничество российских автолюбителей на белорусские автомобильные рынки. Ведь с машин, ввезенных в Беларусь до настоящего времени, утилизационные сборы при вывозе в Россию взиматься не должны. Не исключено, правда, что продавцы сориентируются и сами взвинтят цены. Однако для машин, которые могут быть импортированы в страну после 1 августа, рассуждает эксперт, вполне возможно, этот сбор при перепродаже в Россию все-таки придется уплачивать. Кроме того, непонятно, будет ли возвращаться утилизационный сбор и доплачиваться пошлина при покупке автомобиля белорусами в России и его вывозе соответственно. Впрочем, у белорусов будет и другой стимул покупать российские автомобили. В стране стартовала первая программа утилизации коммерческого транспорта российского производства. Она предусматривает, что автомобиль принимают на сервис, разбирают, предоставляют скидку на покупку нового авто и компенсацию за металлолом. Сам остов машины передается на Белорусский металлургический завод, который постоянно нуждается в сырье. Автор проекта, "Управляющая компания холдинга "БелГАЗавтосервис", уже получила 84 обращения от коммерческих организаций. Аналогичная программа действует в России.