30.07.2012 13:45
Общество

Ирина Ивойлова: Спорить в проекте закона "Об образовании" уже не о чем

Текст:  Ирина Ивойлова
На днях правительство передаст в Госдуму многострадальный проект закона "Об образовании". Его обсуждение растянулось на годы - интересы слишком многих людей он затрагивает.
Читать на сайте RG.RU

А ведь все шло к тому, чтобы принять проект быстро, как это часто бывает со столь важными и неоднозначными документами. Но проект оказался огромным, его невозможно было прочитать. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства: "А слишком большое количество декларативных норм может закон "провалить". Разработчики первой версии постарались учесть все, что можно - вплоть до точной суммы студенческой стипендии и стоимости обедов в вузе. Но это мелочи. Главное, чем взбудоражил общественность проект - отсутствием понятия "академия" и "начальное профобразование".

Ректоры оторопели: большинство вузов к тому времени гордо именовались "академиями", и некоторые ректоры поспешили поменять вывески. Директора училищ были в панике - как быть с начальным профобразованием? В школах тоже не радовались, что часть программ в ПТУ может исчезнуть. Куда отправлять нерадивых учеников? Не держать же лоботрясов за партой до 11 класса! Выгнать двоечника и тунеядца у нас, как известно, очень сложно. Я бы даже сказала - почти невозможно. Были неясности с детскими садами. Как будут называть детсадовские программы? Если образовательными, нужны программы, стандарты и - главное, место в детском саду всем должно быть гарантировано. А у нас очереди на годы вперед. Не было пояснения по специальным творческим училищам, где можно одновременно получать образование и профессию, по правовому статусу музыкальных и художественных школ.

Российский союз ректоров подготовил первые поправки, которые заняли 190 страниц. Ректоры не поддержали исчезновение целого уровня образования и предлагали перевести академии в ранг университетов или институтов в рамках аккредитации, не упраздняя одним махом две сотни хороших вузов. В числе других предложений были такие: освободить образовательные учреждения, в том числе и частные, от налога на землю, предоставить льготы собственникам, которые им сдают помещения; вернуть студентам отсрочку от армии, в том числе и тем, кто учится на новых, еще не аккредитованных специальностях; приравнять зарплату преподавателей к средней в экономике. А молодым специалистам платить прибавку к окладу в течение трех лет после окончания вуза. И начались споры и обсуждения.

Надо все же отдать должное чиновникам и депутатам. Не дожидаясь принятия нового закона, многие "мелочи" были проработаны и утверждены в виде поправок в устаревший, но действующий закон "Об образовании". В итоге негосударственные детские сады, школы и вузы уже могут рассчитывать на госзаказ и его оплату, музыкальные и художественные школы получили статус организаций с программами предпрофессионального образования, а балетные академии теперь на совершенно законных основаниях могут отбирать учеников по конкурсу.

Правда, за два года появились и новые детали. Например, остро встал вопрос о законности электронного обучения. Пришлось в экстренном порядке принимать поправки в старый закон "Об образовании" и четче прописывать главу о Интернет-обучении в проекте нового закона.

В старых версиях проекта говорилось, что собственные стандарты позволительно иметь лишь двум университетам - МГУ и СПбГУ, федеральным и национальным исследовательским университетам. Жизнь внесла поправки - это право уже получил МГИМО, возможно, будет и другие исключения. В России есть и другие сильные вузы, в том числе - медицинские, которые не вписываются в заданные рамки.

Принципиальная вещь проекта - гарантии негосударственному сектору образования - детским садам, школам, колледжам, вузам. И в этом смысле проект нового закона, конечно, революционный. До сего времени лишь 3-4 российских региона, включая Москву, находили возможность возмещать хотя бы часть затрат негосударственным школам. Например, в столице они получали по 70 тысяч рублей на ученика. Но в школах этот момент не афишировали и плату родителей не уменьшали. Сейчас директорам придется подробно расписывать, за что именно доплачивают родители, если за учебный процесс платит государство.

Новшество последних версий проекта - сетевое образование, когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций. Есть надежда, что это спасет жизнь многим сельским школам. В России, как известно, почти 60 процентов школ - сельские. Большинство - без хороших спортзалов, кинозалов, библиотек, оборудованных компьютерных залов, мастерских. О бассейнах и речи нет. А все это по стандарту, который принят и действует с 2012 года, обязательно должно быть. Раз нет - школа не соответствует современным требованиям. По новому закону, школа будет иметь право заключать договор с местным домом культуры, детского творчества, спортивным комплексом и проводить там занятия. В государственной программе развития образования, которая рассчитана до 2020 года говорится: "сельские школы станут социокультурными комплексами". Для того, чтобы спасти сельскую школу, все меры хороши. Другой вопрос, что в деревне, где старая ветхая школа, скорее всего, нет никакого спортивного комплекса или нормального дома культуры. А возить куда-то детей - целая проблема. Две национальные беды нашей страны, одна из которых - дороги, всем известны.

Президент Владимир Путин одним из первых своих указов пообещал: проект внесут в Думу в июле 2012 года. Так и вышло. Впрочем, текста проекта на сайте Госдумы пока нет. Так что, собственно говоря, пока не ясно, какие именно из самых спорных положений остались, а какие исчезли после бурного возражения общественности. Особенно много возражений было по федеральным стандартам, которые разрешают менять историю непонятным предметом "Россия в мире" и сокращать количество часов на изучение естественно-научных дисциплин. Но в последних версиях законопроекта содержались лишь самые общие положения по стандартам. Так что спорить вроде как уже не о чем.

Премьер-министр Дмитрий Медведев попросил отнестись к начальному профобразованию бережно. Но в последних версиях проекта начального образования как уровня все же не было.

На вопрос членов правительства, что может помешать депутатам одобрить законопроект, министр образования и науки Дмитрий Ливанов заметил, что это могут быть вопросы социальной поддержки педагогов. В последней версии проекта у педагогов были все социальные льготы, включая сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск, ранний выход на пенсию, жилье вне очереди для нуждающихся, и появилась гарантия того, что зарплата будет не меньше средней по экономике региона. Как будет в окончательном варианте - пока не ясно.

Образование Правительство Госдума